Ресурсное состояние — для меня это такое состояние, когда человек чувствует себя хорошо и способен адекватно выполнять действовать выполнять те задачи, которые перед ним стоят. В деловой сфере он способен зарабатывать деньги, в семье способен заботится о самом себе, о супруге, о детях и родственниках. Он эффективен во всех сферах жизни, которые для него актуальны. Он эффективный мастер своей жизни. У него на всё хватает сил.
Ресурс — это некое электричество, энергия, бензин для движения и действия, сила, которая позволяет ему совершать ту работу, которая у него есть.
Какие бывают проблемные зоны? Если говорить в терминах ресурса, то проблемной зоной является утечка этой энергии. Другими словами вместо того, чтобы быть эффективным, человек свою энергию куда-то сливает, раздаёт "добрым людям".
Давайте подумаем, какие способы слива существуют?
- Слишком сильно помогать другим, не оставляя себе ничего. Вместо того, чтобы следовать своим целям, человек занимается чужими целями, помогает другим.
- Когда я что-то планировала и рассказала об этом другим людям. Как будто что-то отдала энергию своей мечты и своей цели другим людям.
- Разбазаривание энергии через разговоры, социальные сети и т.д.
- Когда человек не реализует свои планы, когда вместо действия он пассивно лежит, шлифует диван.
Эти состояния слива ресурса часто сопровождаются внутренними ощущениями, например:
- Страха. Если я буду действовать в незнакомой мне сфере, то это страшно лучше не действовать.
- Бессилия. Я — никто, и звать меня никак. Я недостаточно хорош, компетентен, прав, чтобы заявлять своё мнение, отстаивать свою позицию, следовать своим целям.
- Вины. Я виноват, я в долгу перед другими, именно поэтому я должен им помогать, а не себе.
Слив энергии обосновывается некими убеждениями, привычками, шаблонами. Часто эти шаблоны вырабатываются в очень раннем детстве. И человек может сам себя впоследствии убедить, что со мной всегда так было. Я такой и есть. Я самый великолепный помощник. И именно в этом моё счастье, моё призвание. На самом деле когда-то всё это ему кто-то внушил, кто-то его к этому приучил.
Соответственно, можно предложить классификацию уровней обеспеченности ресурсами.
- Индивидуально-оборонительный (ключ: прервать токсичные контакты с партнёрами на 100%, вернуть свой ресурс себе, вылезти самому из ямы. "Мне чужого не надо, но и своё воровать не позволю").
- Системный, коллективный (ключ: организация взаимовыгодного сбалансированного обмена в паре и в системе. "Мне достаточно для жизни того, что есть". Благополучие)
- Гражданин вселенной, соработник Бога (ключ: создание притока энергии по всем возможным каналам, избыточность энергии, благодатность, щедрая раздача ресурса другим в роли наставника или учителя).
Один из уровней работы с этой проблемой — это оборонительная позиция. Просто-напросто не отдавать своих ресурсов другим, не позволять другим свой ресурс воровать, вернуть незаконно взятое себе любимому. Принять такое решение, занять такую позицию: "Я не жертва. Я не отдаю". "Баста карапузики, кончились все танцы". "Я не позволяю другим отбирать, воровать, забирать то, что по праву принадлежит мне".
Рассказывает один из моих клиентов: "Когда я служил армии в учебке, я получал иногда по носу по три раза на день. Нос до сих пор в сторону смотрит. Ничего не мог поделать, как кулёма. Получал и стоял. И я абсолютно точно помню, что до армии, я считал, что "бить человека, тем более по лицу, нельзя, это незаконно, это преступление. За это надо в тюрьму…" Но сержант мой не сразу мне по морде начал бить. Он выдрессировал меня постепенно. Очень постепенно. Потрепал по плечу. Потом потрепал по щеке. Потом стал давать подзатыльники. Потом все сильнее и сильнее. Потом перешёл к мордобою. Он меня буквально выдрессировал не сопротивляться… Сопровождая это всё необходимыми внушениями про мои недостатки, недоработки, несовершенства… Через несколько месяцев дрессировки, получая по лицу, я считал это само собой разумеющимся. Я же проштрафился. Я виноват. Я плохой боец. Я недостаточно хороши защитник Родины… И вообще здесь положено так. Он за полгода внушил мне определённый шаблон взаимодействия. В этом шаблоне было всё: кто он, кто я, какие он имеет права, какие я права не имею. И когда мы ехали в войска в Монголию, где боевые патроны на руках каждый караул, сидели мы бандой таких же слабаков-очкариков решительно проговаривали вслух и про себя, что на новом месте себя в обиду не дадим ни при каких обстоятельствах. Никому. Самое интересное то, что коллективная молитва нескольких слабаков сыграла свою роль. На новом месте было всего два эпизода. Которые можно назвать драками. И то, в обоих эпизодах я первым ударил.
"С тех пор я очень хорошо знаю, что если человек принял чёткое решение жить по другому, это меняет его жизнь. Это точно. Главное, чтобы была мотивация, чтобы ему было что терять, что приобретать".
На системном уровне, как это подтверждается в расстановочной работе? В расстановке мы можем найти тех людей, которые "обижают", воруют энергию, или по другому, тех людей, которым мы очень много отдаём. Дисбаланс обнаружен. Дальше вы говорите этим людям: "Дорогие товарищи, вы меня с кем-то перепутали. Я не то, кто должен вам что-то отдавать. Я человек достойный. Моя энергия принадлежит мне по праву рождения. Она моя по праву. Я перед вами ни в чем не виноват. Я вам ничего не должен. Я вам не донор, не спонсор, не спасатель, не дойная корова, и не бесплатная столовая. И не мамочка. Вы перепутали".
Убираем путаницу ролей, убираем чувство долга или вины перед этими людьми и баланс выравнивается. Мы забираем себе своё, им отдаём то, что принадлежит им. "Нам чужого не надо, но и своего воровать не позволим". "Приглашаю в будущем взаимодействовать только на взаимовыгодных условиях. Вы мне 100 единиц, и я вам в ответ 100 единиц. Игры в одни ворота больше не будет. Чтобы нам было хорошо обоим".
Частью этой процедуры является стать на правильное место. Занять правильную позицию без перегрузки себя лишними ролями. "Я только сын для своих родителей. Я не муж для своей мамы. Я не папа для своей любимой девушки". Исцеление ситуации начинается с правильной позиции.
Расстановка позволяет это наглядно прочувствовать всем телом. Как только занял правильную позицию, правильную роль сразу становится легче, и заместителю клиента и самому клиенту.
Второе, что нужно сделать на этом этаже работы с данной проблемой, нужно избавиться от чувства вины и от чувства долга. Потому что, как правило, это чувство вины и долга нам кто-то внушил. Новорождённый ребёнок никому ничего не должен. Увидел яблоко или игрушку, схватил, побежал с ней играть. Это родители и социум говорят: "Это не твоя игрушка. Положи. Нельзя".
Надо это чувство вины отдать. Отдать автору этих внушений и установок. Как правило это родители, это родственники, воспитатели, учителя, сержанты, начальники, старшие товарищи.
Нужно на воображаемой машине времени отправиться в ту точку на линии времени, где произошло внушение ребёнку этого чувства вины и его освободить его от этого непосильного груза (клетки, рюкзака, гири, кандалов). "Дорогой Ванечка, ты не совсем правильно понял старших. Они тебе навязали кабальных договор и подвесили груз, не соответствующий твоим возможностям. Давай-ка отдадим это по адресу… А ты привыкай к хорошему… К большей степени свободы"
Есть хорошее подспорье в работе с детскими ситуациями. Маленький ребёнок по определению не виноват в том, что с ним происходит. Если что-то с ним случилось, это ответственность взрослых. И эту мысль можно довольно успешно донести до тех клиентов, кто находится в хроническом чувстве вины перед родителями с самого детства.
Фактически, это работа с образами на линии времени. Нужно разгрузить травмированную часть, обвинённую, нагруженную чувством долга. Разорвать кабальный договор со старшими на обслуживание их интересов.
Пример коронной фразы, подгружающей ребёнка чувством вины:
"Сын мой дорогой, хотела я развестись с твоим папой, да не буду… Тебя на ноги надо поставить…"
Фраза втягивает ребёнка в позицию раба матери на много лет.
Чем хорошая расстановка? Она позволяет найти именно ту точку во времени, где произошло самое важное, самое первое внушение, ставшее основой для формирования проблемных моделей поведения.
Точек таких на самом деле множество. В проблему могут внести свой вклад, учитель, воспитатель, бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат и т.д. И в расстановке можно найти эту точку и разгрузить ситуацию.
Важно: не торопиться. Работа с травмой требует тщательной предварительной подготовки клиент, для него нужно создать безопасное пространство. В частности, нужно дать ему всё время, какое ему необходимо, чтобы осуществления этого процесса.
Недавно работал с девушкой, которая жаловалась что муж львиную долю денег направляет матери и другим родственникам. Воевать с мужем по поводу денег мало. Нужно девушке сначала найти в себе причину, почему она с этим так легко согласилась. И что же вы думаете, что мы нашли в результате поисков системной причины? Мы нашли, что модель взаимодействия между мужем и женой в её родительской семье была абсолютно такая же. Отец пил, гулял. А мать терпела, потому что целиком зависела от него материально. Других моделей взаимоотношений между мужем и женой у девушки просто-напросто нет. И притянулся на эту программу такой муж. Может он и сам не хочет быть таким, а программа жены требует "Не приноси мне ничего".
Поэтому помимо расстановки, для таких клиентов требуется длительная работа по выстраиванию личных границ: "Кто я? Чего я хочу? Что мне нравится? Что мне не нравится? Что я могу позволить в отношении себя? Чего терпеть ни в коем случае не буду?" И это не расстановочная работа — это больше длительная терапия. И на расстановочной сессии эта работа только начинается. Мы только начинаем выстраивать образ себя в будущем.
В итоге такой работы выстраивается постепенно баланс "давать-брать" между партнёрами, участниками любых отношений. В итоге выстраиваются границы. "Это моя энергия. Она мне принадлежит по праву рождения. Она мне нужна для дела и карьера, для здоровья, для отношений с супругом, для удовольствия, для развития, для воспитания и заботы о детях. Я никому ничего не должна".
Фактически, это первый оборонительный уровень работы с ресурсом.
Лозунг этого уровня: "Мне чужого не надо, но и своего воровать не позволю!"
С самом жёстком варианте, который случается крайне редко, человеку легче покинуть токсичное окружение, полностью отстраниться, уйти в обособленность, уединение, отшельничество, чтобы сохранить себя. Чаще всего травмы такого человека настолько тяжелы, что он не может поддерживать контакт с родственниками, и ему легче отстраниться полностью, рассчитывать только на себя и начать новый род с самого себя.
В мягком варианте, человек чётко осознает происходящее с ним в отношениях с другими людьми и корректирует отношения так, чтобы не терпеть ущерб и потери, защищает себя, свою территорию, своё место под солнцем. Это так называемый здоровый или рациональный эгоизм.
Важно не доводить себя на этой стадии до паранойи, не шарахаться от каждой тени, от иллюзорных опасностей.
Второй уровень работы с ресурсом — системный, взаимно сбалансированный обмен "Ты — мне, я — тебе". Находясь на этом уровне работы с ресурсом, человек ощущает, осознает себя членом системы или пары. И понимает, что для поддержания членства в системе необходимо вкладываться в общее, и получать от общего пользу и дивиденды для себя. Для этого, человек должен это целое, как минимум, уважать, как максимум, гордиться и относиться позитивно к системе, членом которой он является. "Какое бы оно ни было, это то как есть у меня, и мне от этого хорошо. Мне этого достаточно". Это может быт гордость за семью, организацию, город, страну Россию.
Если человек с гордостью воспринимает себя частью структуры системы (семейной, организационной, социальной), он способен обмениваться с этой структурой энергией так, чтобы и ему, и системе было хорошо. Он чувствует себя в обойме, частью команды. И эта команда его защищает.
Сам по себе человек может быть робким и слабым, а сгрудились в кучу — и "сдайся враг, замри и ляг". Один в поле не воин, а как член воинского коллектива — очень даже могу повоевать. Я часть очень крутой команды.
Что было в начале яйцо или курица? Что первичнее — гордость за свою систему, или успехи, результаты, дивиденды? Очень сложный вопрос.
Если русские как один поверят пропаганде американцев, что это не они победили Гитлера в 1945, что культура наша отстой, что технологии наши отстой, что гордиться нам нечем, тогда всех русских и всю Россию можно будет взять голыми руками. И делать с русскими (россиянами) всё, что угодно. Битва на глобальном уровне идёт за умы! Пытаются разрушить прежде всего гордость, позитивное восприятия своей общности…
И основная проблема на этом уровне заключается в том, что ни один родитель не дал в жизни своему ребёнку всего того, что тот хотел. Ни один. Один дал деньги, но душевного тепла было недостаточно. Другой дал тепла, но денег было недостаточно. Как ни крути, но хотя бы что-то из ожиданий ребёнка оказалось невыполненным. Получается, что любой из нас, получил от своих родителей стакан наполовину полный. И только от него самого зависит, как он будет к этому стакану относиться. Он может оценить так: "Ого! Целых полстакана мне подарили. Это бесценный дар. Я это возьму с благодарностью и буду пользоваться, себе и людям на радость! Спасибо огромное родители (родственники, сослуживцы, соседи, сограждане, страна). Я очень рад!"
А если человек в первую очередь обращает внимание на то, что недолили: "Вот ведь незадача. Недолили. Жалость-то какая!" И жаловаться, и требовать, и скулить, и ныть… И превращается жизнь второго человека в настоящий ад.
Как вы догадались наверное, к терапевту и расстановщику приходят, как правило, люди второго типа. Что чаще всего приходится делать для них, чтобы помочь?
Как правило, приходится обрабатывать негативные чувства к родителям, высветлять образ родителей. Если образ родителей очень жёсткий (пил, бил, с топором гонялся), нужно выразить чувства, отреагировать чувства, выгрузить их по максимуму. Плач, слезы, крик, движения, удары, иногда доходит до спазмом тошноты и рвоты. Всякое бывает.
Когда негативные чувства извлечены, человек становится способным заметить, что жизнь ему дали, крышу над головой дали, пищу на каждый дали, друзей-товарищей у него было, работа есть, учёба есть. У него на самом деле немало ресурсов. У него есть, за что поблагодарить родителей, жизнь и самого себя.
Однажды в Казахстане привели такую ноющую бабульку на расстановку. А она только жалобы на жизнь. Я ей: "Но зато дошли сами, смогли, сумели, вы герой! Есть ещё порох в пороховницах!" Постепенно взбодрилась, переключилась на позитив, на работу. И отработала превосходно.
Задача терапевта переключить фокус клиента с восприятия жизни как стакана половину пустого, на восприятие стакана наполовину полного. Все-такие есть ресурсы.
Мне очень понравилось в литературе описание одного домашнего задания терапевта нытику. Тот очень сильно жаловался: "Осень… У всех депрессия… Никто не радуется… Мне тоже не радостно…" И терапевт дал ему задание, взять фотоаппарат руки, и фотографировать улыбчивых людей в метро. И через неделю — с тебя 100 фотографий.
Через неделю, начали просматривать эти фотографии… "Смотри, — говорит терапевт клиенту — Есть ещё в мире улыбающиеся люди… Папаши и мамаши с детьми, парочки, друзья… Смотри как много таких ты встретил! А ты говорил, что никто не радуется…" И аргумент нытика оказался разбит практикой!
И в конце концов, работа по снятию негатива завершается формированием такой позиции, относительно себя и своих родственников: "Вы для меня те, что надо! Родители, дорогие… Предки, дорогие… Семья, дорогая… Город, дорогой… Родина, дорогая… Вы для меня те, что надо! Спасибо огромное за всё! Того, что вы мне дали, достаточно! А я дальше преумножу! Разовью, расширю, углублю, постою на этом фундаменте что-то очень красивое!"
Формирование гордости за свою семью, родителей, город, страну — это одна из важнейших психологических функций любого учителя, любого правительства, они просто обязаны это внушать.
Если хоть как-то от вас зависит то, куда отдать ребёнка учиться, нужно заметить, он ребёнка приподнимает: "У тебя получиться! Давай ещё попробуй!" или он ребёнка опускает, самоутверждается за счёт ребёнка: "Бестолковый, безмозглый, ничего не понимаешь!".
Я счастливый человек, я нескольких таких педагогов знаю. Это учителя от бога. И они делают великие дела одной такой своей позицией в отношении ребенка.
На этом уровне человек садиться на хвост учителю, наставнику сильному партнёру и растёт за его счёт, набираясь ресурса. В итоге, получается самостоятельная, самодостаточная, успешная, профессиональная личность, способная заботиться о своих детях и своей семье.
Гордость за свою семейную систему и предков позволяет достигнуть такого уровня энергии, который позволяет сбалансировать и развивать отношения в паре, в семье, в профессиональной сфере.
Это лучше всего ощущается клиентами в таком расстановочном упражнении. Ставишь 7 мужчин, 7 женщин рода, они кладут руки друг другу на спину или на плечи и этот поток любви и энергии приходит потомку, нашему клиенту. И он ощущает, что он реально не один в поле воин, что за ним колоссальный водопад энергии.
С одним моим клиентом, компьютерным гением, я всю первую сессию так и не успел ничего сделать. Я только отвечал на его многочисленные вопросы: "А это почему? А это зачем? А что лучше, это или это? А почему именно так, а не по другому?" Я ему: "Может уже что-нибудь сделаем?" Он мне: "Нет, я сначала должен разобраться…" Через неделю он приходит на вторую сессию и говорит: "Я книжку прочитал, я все обдумал… Теперь я готов поработать… Мне нужна сила рода. Чтобы она была в доступе…"
Я одну руку кладу на него как род мужчин, другую руку кладу на спину как род женщин, и начинается самый яркий процесс в моей жизни… Я, как заместитель предков, плачу слезами радости и умиления… Он плачет слезами радости и сопричастности. Контакт восстановлен в миллионы ампер… После 20 минут этой процедуры мы разошлись в молчании. Это было именно то, что нужно этому человеку.
Жил-был человек, не имея в фокусе контакт с предками, с семейной системой. Осознал, почувствовал, укрепил этот контакт с ресурсами семьи и стало спокойнее. И стало энергичнее. Достаточно сказать: "Предки, дорогие, я вами горжусь, я благодарен вам за жизнь. Вы такие классные. В вас огромная сила. Вы революцию пережили. Вы войну пережили. В голод, эпидемии, кризисы пережили… Передайте мне часть ваших способностей и талантов, вашу силу и энергию, ваш добрый взгляд и доброе слово. Благословите меня на хорошую здоровую, счастливую жизнь… Я всё пущу в дело и сделаю с этим что-то очень хорошее". И энергия прёт волной, водопадом, потоком. Это как правило очень яркая и красивая часть расстановочной работы.
Домашнее задание клиенту: удерживать фокус восприятия ситуации на гордости и позитиве.
Третий уровень ресурсного обеспечения своей жизни, которого способен достичь человек — избыточное количество энергии, где он может делиться своим ресурсом с другими, не уставая, не истощаясь, потому что он не от батарейки работает, а от сети, от вселенской сети. И горизонтальный поток от предков на этой ступени становится только частью ресурсного фундамента. На этом этапе человек осознает себе гражданином вселенной, способен впитывать энергию и силу стихий, планет, солнца, земли, воздуха, воды и огня. Все стихии и все энергии становятся для него друзьями.
На этом этапе человек не держит эту энергию в себе, а свободно направляет на важные проекты, на изменения в себе, в людях и мире. Это уровень служения и благодати. Это наставники и помощники от Бога. Единственное, что нужно такому человеку — запрос о помощи и поддержке, прозвучавший извне, или запрос на развитие, прозвучавший изнутри.
По сути, человек, вышедший на это уровень обеспечения ресурсами, включил вертикальный поток. Он посредник между Небом и Землёй. Соработник у Бога.
Как выйти на этот уровень, у меня рецептов нет. Просто стремитесь! Просто пожелайте! И Вселенная вам подскажет!
"У человека одна единственная обязанность — следовать своей судьбе до конца. В ней все. И помни, что когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось", — Пауло Куэльо. "Алхимик".
"Вселенная, глаза свои открой,
Проникни в моё сердце, пламенея,
И подари мне солнца яркий свет,
Под лунным светом спящие аллеи.
Благоуханье мира подари,
Воспой любви торжественную ноту,
Мерцанье звёзд на небе покажи,
И распахни сердечную заботу.
Душа моя раскроется в ответ
И изольёт блаженство на планету,
И засияет весь наш божий свет,
Улыбка милой промелькнёт кометой
И сбудутся желания мои,
Ведь мне Вселенные в помощники даны!"
Желаю движения и развития каждому!