Рубрика "Накипь эстета" с элементами сказочности. Часть 2
Селекционеры от бога
Ох уж мне эти тренерские попытки искусственно сплотить группу через "мы — братство/клан/семья/ люди действий, а не пустых слов".
Удивительно рабочий приём. Главный ингредиент — подсознательная тяга сапиенсов стремиться к элитарной принадлежности.
На основе тяги — нехитрая серия приёмов, основа которых — создание жгучей потребности относить себя к особой касте, сверхрасе. В итоге, появляются целые гильдии разбрызгивателей харизмы при знакомстве с девушками; почти мистические группы "зрящих в корень" и читающих мысли. Иные убеждены, что могут, скажем, определять тип личности и особенности неравной системы по цвету кофты. Другие — что обладают особыми привилегиями манипулировать вопреки морали. А потому что льва не волнует мнение овец. И если не можешь хоть иногда обойти правду — никогда не возглавишь прайд.
Тот же конформизм, только управляемый. "Те, кто действительно хотят роста и понимают зачем пришли, не ограничатся ораторским курсом, а запишутся на весенний тренинг для тренеров. Или выберут себе интересный курс, который поможет раскрыть спящий потенциал и подарит прикладные эксклюзивные навыки. Тем более, через пару месяцев на них поднимется цена. Определите сами: вы — жертвы обстоятельств или управленцы собственной жизнью? Если вы из вторых — нам по пути. Вселенная часто дарит нам подарки нашими же руками"
Один из основателей инфобизнеса в России часто приводил аллегорию про лосей
Сперва делил их на касты. Итак, самые решительные из них несутся вперёд, исследуя незнакомые территории, не зная преград и сомнений. Им достаются вкуснейшие ягоды и листья в любом количестве. Право первых — не считаться с мнением "хвостовцев", которые остаются по ту сторону рогов
Второй волне лосей (более робкой) приходится довольствоваться тем лакомством, которое не увидели или проигнорировали альфа-лоси
Третья волна сдвинется с места только когда знает, что впереди безопасно и протоптано, но также они знают, что будут обгладывать жалкие остатки еды
Далее мысль тренера переходила в речь о важности проявления решительности в наших каменных джунглях и умении рискнуть. А иногда это было подводкой к покупке его курса. Конечно, когда ты вместе с тренером высмеял робких лосей — начнёшь неуютно ёрзать при иллюзии выбора между покупкой и временем её обдумать. Хочется ассоциировать себя с тем, кто поднимает облако пыли, а не вдыхает его. А также с тем, кто носит самые мощные рога.
И прямо сейчас нужно принимать решение, связанное с категорией "слабоумие и отвага". Социальное давление и коллективное одобрение, созданное взмахом волшебной палочки дирижёра (зачёркнуто) тренера. "Действуй, разбираться будем потом". "Поднимай руку, даже если не знаешь ответ". "Рискуй! Так ты поймёшь, что все ещё живой". Иначе все ягоды достанутся прочим.
В тренингах это называется "категоризация" или "классифицирование". Теперь легко узнаете и сможете трезво принять решение: действительно ли Вам нужно быть частью той группы, в которую так легко попасть, просто заплатив за следующий шаг?
Цветная бумага, наградные наклейки и безопасные ножницы
Забавляет, когда хвалят взрослых студентов за любое простое действие. "Выразить мнение вслух — это смело" или "не каждый способен поделиться историей — давайте поддержим аплодисментами". Ничего из этого не остаётся спустя несколько дней после тренинга, происходит элементарный "откат" в привычную модель получения честной обратной связи от мира. Куда более холодного, чем убежище тренингового зала.
Исчезнут привычные стены аудитории; группа, с которой разделено столько теплых, эмоциональных сближающих минут; заботливый тренер, готовый подстелить солому, а любую неудачу отрефлексировать и переопределить в полезный опыт. Все это после полуночи обращается в тыкву и человек остаётся в иллюзии своих приобретённых возможностей. Новые очки бьются и больно ранят осколками после первого же горького поражения.
В эту же рубрику — абсолютно неприменимые советы в ответ на вопрос про определённую ситуацию.
— "Что делать, когда <называет любой конкретный пример>?".
Ответ: "Ощутите уверенность", "Расслабьтесь", "Что самое страшное может случиться, если вы провалитесь?".
Когда человек в стрессе, панике и дрожит как осиновый лист — интересно: где он возьмёт ресурс, чтобы сосредоточиться и направить энергию для применения одной из методик? Все, о чем он думает — выживание и нарастающий панический страх провала.
Ещё очень впечатлил совет от оратора, у которого спросили: "как стать уверенней, перестать стесняться?". Ответ: "Просто изображай уверенность и она придёт". Вот оно как. Хочется пожелать автору методики, чтобы сотрудники, которых он нанимает, на собеседованиях не столько были специалистами, сколько умело изображали компетентность; возлюбленная симулировала чувства к нему, а ученики отыгрывали интерес к процессу обучения
Антресоль, дискеты и царские рубли
Как вам идея существования наставников в личностном росте, использующих одни и те же вовлечения, презентации, игры и видеопримеры много лет кряду? Или десятки лет
Я проходил несколько ораторских и актёрских курсов. Дошёл в этой игре до босса: обучение от столичного тренера, которая была представлена как учитель Радислава Гандапаса по части развития голоса и монополист на проведение всех голосовых и актёрских курсов крупного банка. Я прилетел на интенсив и услышал все те же скороговорки про тупогубого бычка, Маланью — болтунью, увидел дыхательную гимнастику Стрельниковой, работу с резонаторами и…ничего кроме.
Никаких эксклюзивных методик, авторских игр и прочего. Экспертность в данном случае сформировалась из многолетнего опыта. И отсутствия конкуренции на заре появления коммерческих курсов в нашей стране. Я понимаю, что эти отработки — база. Но ведь проходят десятилетия, надо адаптировать знания. Вы же не выходите с учениками к берегу моря и наполняете рот камнями, отрабатывая техник речи, стачивая зубы, правда? И не подвешиваете меч над плечом, чтобы убрать непроизвольные подёргивания. Хотя эти примеры самые что ни на есть классические.
Возьмём 1000 педагогов по ораторскому мастерству — 950 из ни будут давать одинаковые упражнения и примеры. Не угодно ли посмотреть видео 2008 года "Мой квадрат", демонстрирующий силу влияния низкого тембра голоса? 2008 года! Если раньше это был эффект переоценки привычных знаний, то сейчас ваши же ученики кивают, когда слышат название ролка, мол, да, видели. И все равно вынуждены смотреть ещё раз. Потому что это есть в плане урока. Или можно порадоваться сатирическому настроению выступления Уилла Стефана с TEDxTalk 2015 года "Как казаться умным, выступая на TEDx". В очередной раз.
И не будет никакого обсуждения, рефлексии, попытки моделирования состояния или приёмов. Преподносится как развлекательный псевдообучающий контент. Догадываетесь, какие ролики будут на курсах этих педагогов через 10 — 15 лет? Давайте ещё сделаем курс изучения английского на кассетах, поговорим об удобстве корпоративного ICQ и изготовлении берестяных дудочек?
Преподаватели, вам самим не стыдно? Вы не боитесь выгорания и обветшалости, пока более креативные и энергичные ученики будут забирать вашу аудиторию? Так случилось с одним из самых известных столичных центров, который считался главным по подготовке профессиональных тренеров образовательных курсов. А теперь является бледной тенью самого себя на руинах былого величия
В старых, проверенных временем, программах, нет адаптации под современные тенденции, нет учёта опыта и сфер работы студентов. Нет понимания того, что люди активно учатся, в том числе, когда сидят дома перед монитором. То, что работало 20 лет назад и было раньше оазисом в пустыне контента, сейчас может быть миражом и вызывать смежные чувства обманутых ожиданий ввиду абсолютной бесполезности. Это штамп "неприменимо" к знаниям. А нужно — "профнепригодность" на тренерском резюме из папируса с петроглифами на полях и буквой "ять"
Уроборос
Почему у большинства преподавателей программа курса не выходит за границы темы и не расширяет кругозор?
Запишитесь к нормальному тренеру по боксу и вы узнаете, помимо очевидного, про особенности физиологии, о формировании и проявлении реакций, о питании и режимах сна, про психологические настройки и особенности предугадывания действий оппонента. Почему в современных тренингах не так?
Как можно вести ораторское мастерство в 2023 и не внедрять туда приёмы НЛП и фокусы языка как эффективную работу с каверзными вопросами и трудными участниками?
Почему не дать методы коммуникативного гипноза как средство расположения аудитории и создания позитивных внушений?
Если вы ведёте такие курсы и заявите, мол, мы не проходили такого обучения — ТАК пройдите. Считайте — курс повышения квалификации за свой счет.
Иначе к вам скоро начнут приходить ученики, значительно более подкованные в практической стороне вашей же дисциплины. А вы будете пытаться сохранять лицо, отмечая озвученные примеры и методики как "звучит интересно, где можно про это почитать? Какое, говорите, программирование? Нервно — паралитическое?".
Напоминает праведный гнев Якуба из "Одиночество в сети", который заявил своему преподавателю по физике, что тот зря занимает место на кафедре после признания того, что работы Хокинга о чёрных дырах ему незнакомы.
Почему люди, ведущие тренинги для тренингов не изучат скорочтение, чтобы вобрать хотя бы десяток книг по теме и понять общий курс собственной дисциплины? И догадаться создать то, чего в нем нет?
Почему в тренингах по продажам нет блока по психотипированию клиентов, нет хотя бы базовых данных по выявлению лжи и скрытых намерений? Зато есть "вы говорите — "дорого"…а "дорого" по сравнению с чем"? Испанский стыд, припорошенный тягой нырнуть с головой в фонтан забвения. И не выныривать. Леди Гага однажды сказала, что не признает певцов, которые только исполняют, но не сочиняют песни. Так вот, тренер, который не создаёт собственные уникальные программы, упражнения и игры — пустышка.
Ораторы, преподающие риторику, которые не могут на ходу придумать метафору на любую тему или выйти на поединок в речевой импровизации с любым оппонентом — "диванные эксперты" и инфоцыгане.
Также эксперт на любую тему, который не потрудился пройти тренерский или хотя бы ораторский курс — это наказание для аудитории, формат университетских лекций. Как вам дивные приёмы встряхнуть аудиторию, свежие как сухофрукты: "…данный год в жизни левобережья реки Обь был более чем небогат событиями. Кто знает три основные причины?".
Если это онлайн — формат — там другой креатив: "поставьте от 1 до 10, где 1 — у меня скверное настроение, а 10 — я в восторге от обучения. Ребятааааааа, поставьте, пожалуйста, цифру… Ну…подождём, часто идёт небольшое отставание звука"
Я недавно присутствовал на серии вебинаров по психолингвистике и спустя 4 часа обучения я не понял ни чему мы учимся, ни к чему движемся, ни что такое психолингвистика и как её применять. Не исключаю, что дело во мне, но мы скакали от фамилий учёных до муравьёв и внезапно оказывались втянутыми в дискуссию о разумных комбайнах. Структура курса напомнила мне обратный путь Одиссея до Итаки или траекторию ночного перемещения кошки по квартире
Взрослые люди и обучение. Сказка о потерянном времени
Грустно, когда преподаватель не понимает разницу межу педагогикой и андрогогикой. Опишу на примере ораторского мастерства.
Тренер не умеет "откатиться" до уровня новичка. Зачем при обучении публичным выступлениям педагоги с актёрским образованием пытаются внедрить в жизнь зелёных новичков артикуляционную гимнастику, вибрационный массаж, тщательное проговаривание каждого звука и работу с резонаторами? Чтобы люди на уроке, смущённо улыбаясь, слепо выполнили команды по типу "выдвигаем челюсть вперёд, а теперь — назад", "прогреваем пазухи", "простукиваем грудь" и с тех пор больше никогда этого не выполнили? Ни один тренер ещё ни разу не создал достаточную мотивацию к регулярному повторению этих действий человеком, который не лезет на сцену, не рвётся в дикторы, а просто пришёл на несколько уроков научиться лучше выражать свои мысли на публике.
Тогда зачем этому уделять столько внимания?!
Среднестатический педагог — выпускник института театрального искусства, где внедряют шлифовку дикции и артикуляции на протяжении нескольких лет. У ораторов — новичков, проходящих интенсивный курс, нет этих лет, умение никогда не превратится в навык, в привычку. Обязательно прозвучит призыв "просто делайте эти упражнения каждый день и убедитесь в их эффективности". Каждый день?! У современного человека прочно обосновалась иллюзия о нехватке времени. Несмотря на то, что количество в сутках примерно одинаковое уж который век. Захлёбываясь в океане информации, при таком количестве непросмотренных сериалов и подкастов, мемов, пабликов и статей, я вообще удивляюсь как вы дочитали до этих строк мои мысли. И проблема даже не во времени, которое нужно находить, а отсутствие логической связки между отработкой приёмов техники речи и умением хорошо выступить перед коллегами или записать видео. Эти действия на разных берегах.
Напоминает истории о мальчике, который пришёл постигать таинства восточных боевых искусств, а ему целый месяц велели натирать полы и мыть окна. Налицо когнитивное искажение тренера: "эффект проклятия знания". Почему тогда основная ассоциация с ораторским курсом — скороговорки? Потому что педагогов по речи так научили и для них тренинг — компиляция самых ярких эпизодов своего образования. Меня обучали на одном из актёрских тренингов фехтовать и ещё безопасно падать со стула. Все жду, где мне это пригодится. Взрослым ученикам нужна мотивация для отработок в домашних условиях; им нужна быстрая выгода от действий, которые они должны понять, чтобы находить силы для поддержания внутренней дисциплины. Упреждайте их внутренние вопросы: "Через сколько часов моя речь станет совершеннее?" "Как скоро я зазвучу ярче, глубже?" "А быстро ли пропадёт эффект, если я пропущу несколько дней? И нужно ли тогда начинать сначала?". Знаменитая псевдонаука НЛП утверждает, что смысл любой коммуникации — в той реакции, которая она вызывает". Так если вызванная реакция учеников — отсутствие действий — зачем давать эти блоки тренинга?! Просто заполнить время?
Благодарю за внимание!