Мы — команда айтишников. Мы разработали ещё один сервис, позволяющий повысить продажи в оффлайн-бизнесе. Ха, звучит банально! Но это так. Как мы до этого дошли, и почему считаем, что сделали нечто реально классное — читайте ниже.
Как всё начиналось?
В 2018 ВКонтакте появилась новая фича — VK Mini Apps, аналог популярного в Китае сервиса WeChat mini programs. Мы увидели шанс и захотели его использовать, хотя в начале у нас не было понимания, как это лучше сделать. Мы на коленке разрабатывали разные приложения. Некоторые зашли, стали популярными. Например, "Печенька с предсказаниями". Её мы продолжаем развивать до сих пор, сейчас там до 440 000 посещений в день, около 1,5–2 миллионов уникальных пользователей каждый месяц. Среди других успешных проектов игры "Ферма", "Пиратская история", "Guess". Признаемся: неудач тоже было много.
Весь этот процесс дал нам опыт. Мы поняли, как работать с VK Mini Apps. Оценили, какие возможности открывает использование этой платформы. Пришла в голову идея сделать там что-то для бизнеса.
Почему приложения на VK Mini Apps для бизнеса — это перспективно?
Пользователю, который впервые заходит в приложение ВК, не нужно проходить авторизацию — она осуществляется автоматически;
На базе ВКонтакте удобно делать рассылки и пуш-уведомления — соцсеть под это и заточена;
Аппы на VK Mini Apps имеют доступ к страницам пользователей, где есть куча полезной информации: даты рождения, список друзей и родственников. Это можно использовать. Например, перед днём рождения отправлять специальные предложения: закажите у нас торт, купите подарок со скидкой и т.п.
Ни нативное приложение, ни собственный сайт таких преимуществ не даёт.
Интересно также, что среди мини-аппов на WeChat очень много сервисов для малого бизнеса. На VK Mini Apps есть игры, тесты, приложения для упрощения бытовых процессов. А вот решений для бизнеса мало. Нам кажется, это упущение. Можно и нужно перенимать китайский опыт. Этим мы и решили заняться.
Методом проб и ошибок
Вначале у нас была команда из 7 человек. Идей и энтузиазма хватало, с ресурсами для реализации дело обстояло хуже. К счастью, у нас нашлись контакты в местном бизнес-сообществе, мы рассказывали о нашей задумке, почему она должна сработать. И инвестор нашелся.
Первая версия Letit предназначалось исключительно для ресторанов. Она позволяла по QR-коду открыть меню, сделать заказ, позвать официанта. В таком виде мы показали разработку знакомым предпринимателям в сфере общепита. И столкнулись с отсутствием интереса и критикой. Мы поняли, что по сути не использовали те преимущества, из-за которых решились разрабатывать что-то на базе VK Mini Apps для бизнеса.
Следующая версия оказалась совсем другой:
- Мы постарались сделать её более интересной для пользователя. Добавили игровую механику — Колесо Фортуны. Тут нам пригодился прошлый опыт по созданию игр. Человек, вошедший по QR-коду в приложение, сразу попадает к колесу. Раскрутив его, он может выиграть приз или купон. Это мотивирует посетителей заходить в Letit.
- Мы добавили рассылки. Теперь все, кто заходил в систему, автоматически получают рассылки с новостями, акциями, поздравлениями с праздниками и так далее. Отдельный важный момент — сообщения с просьбой оставить отзыв.
- Мы сделали Letit более универсальной. Сейчас эту платформу может подключить практически любой оффлайн-бизнес: магазины, парикмахерские, салоны красоты, кондитерские, кофейни, цветочные магазины. Нет такого, что она подходит только для ресторанов.
Раздел с электронным меню / каталогом продукции / списком услуг мы оставили. Нам кажется удачной идея, реализованная в первом варианте мини-аппа. Просто акцент надо делать не на ней.
В процессе работы изменился и состав команды. На практике оказалось, например, что программиста достаточно одного. Зато потребовалась помощь гейм-дизайнера. В процессе работы мы многое оказались вынуждены пересмотреть.
Как мы представляем работу сервиса на конкретных примерах:
Небольшая кондитерская рядом с метро
Люди часто заходят сюда под влиянием момента. Если захотелось поставить диету на паузу и съесть пироженку. Или когда нужно заполнить время до встречи. Или если срочно требуется порция хорошего кофе, чтобы взбодриться. Эти клиенты не планируют возвращаться.
После внедрения Letit:
В ленте посетителя, побывавшего в заведении, регулярно начнут мелькать фотографии здешних замечательных кремовых десертов;
Перед днём рождения ему придёт поздравление и приглашение отметить праздник именно здесь;
Он в числе первых узнает, что в меню появился новый торт по секретному бабушкиному рецепту.
Шансы, что люди будут сюда возвращаться, повысятся.
Салон красоты
В данном случае особенно полезны окажутся такие опции Letit, как:
Просьба оставить отзыв. Клиентка должна заранее записаться, чтобы сделать маникюр, укладку или шоколадное обёртывание. Она едва ли обратиться в салон, потому что шла мимо и ей понравилась вывеска. Она скорее всего предварительно тщательно изучит отзывы. В этой сфере обратная связь особенно важна. С помощью системы Letit можно, помимо прочего, посылать клиентам персональное сообщение с просьбой поделиться впечатлениями. Причём негативные комментарии придут предпринимателю в личку. Они не окажутся в публичном поле и не скажутся на репутации салона. На адекватные замечания бизнес отреагирует, исправит недостатки. Ну а позитивные рецензии разместит в открытом доступе, пусть все видят.
Предложение перед праздником сделать причёску/макияж/создать образ в этом салоне.
Напоминание, что стрижку/маникюр/педикюр пора обновить. Эти процедуры необходимо повторять с определённой периодичностью. Можно настроить автоматическую рассылку таким образом, чтобы она своевременно напоминала клиентам: пора снова заглянуть в салон.
Магазин брендовой одежды из Европы
Для данного бизнеса максимально актуальны:
Оповещения о скидках и распродажах.
Постоянное присутствие фото ассортимента в новостной ленте клиента в соцсетях. Это стимулирует спрос: возможно, секунду назад женщина и не догадывалась, что ей срочно необходимо купить новое платье. Но теперь увидела фотографию и влюбилась в него с первого взгляда.
Информация о новых поступлениях. Это работает как своеобразное напоминание: пора обновить гардероб, например, к лету.
Все это даст покупателям стимул лишний раз заглянуть к бутик.
О внедрении
Мы обнаружили, что Letit вызывает у предпринимателей максимум энтузиазма. Люди горячо приветствует возможности, открываемые перед их бизнесом нашим приложением. Но когда речь заходит о внедрении, почти все дают задний ход. Неудивительно — ведь пока непонятно, как на практике будет работать сервис.
Letit нужно тестировать. И прямо сейчас мы ищем тех, кто готов в этом поучаствовать.