Актуальность оценки становления субъектности обусловлена стремительным социально-экономическим развитием современного общества. Развитие человека как субъекта деятельности становится одной из целей современного образования и воспитания.
Проблема повышения профессиональной, служебной и личной эффективности деятельности сотрудников государственного управления продиктована необходимостью создания оптимальной модели государственной службы, обеспечения государственного аппарата служащими, способными удовлетворить потребности стремительно развивающегося общества. Эффективность происходящих изменений зависит от готовности госслужащих к освоению новых знаний, новых способов взаимодействия и перераспределению своих жизненных ресурсов, потенциалов и предпочтений в соответствии с новыми условиями, а также от их готовности к изменению личностных свойств и качеств в процессе профессионального роста.
Описание разработанной методики
Прототипом методики стала методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса, разработанная В.И. Пановым, А.В. Капцовым и Е.И. Колесниковой [9, с. 294]. Утверждения опросника разрабатывались на основе анализа операций, которые осуществляют госслужащие в своей деятельности. Полный перечень операций был проверен и отобран экспертным методом, в качестве которых выступали госслужащие областного уровня.
Предлагаемый вариант методики является вторым вариантом опросника. 54 пункта опросника были сокращены до 10, а пятибалльная шкала Лайкерта заменена на метод вынужденных выборов. В результате методика стала компактнее, понятнее, поскольку исследования государственных служащих осуществляется в рабочее время и, как правило, в рамках проведения комплексной оценки профессиональных и личностных компетенций сотрудников.
Разработанная методика для оценки становления субъектности госслужащих (ОССГС) представляет собой опросник, состоящий из 10 пунктов. Каждый пункт данного опросника состоит из незаконченного утверждения, за которым следует шесть его возможных окончаний, которые соответствуют шести стадиям становления субъектности. Испытуемому предлагается оценить в баллах каждое окончание в той степени, в какой оно к нему применимо: от 1 (менее всего подходит) до 6 (более всего подходит). Каждое из шести окончаний в группе должно получить определённый балл. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В результате обработки ответов мы получаем суммы баллов по шести шкалам: "наблюдатель", "подмастерье", "ученик", "мастер", "эксперт", "творец" (приложение). Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшую сумму баллов показывает, что соответствующая этой шкале стадия становления субъектности наиболее выражена у испытуемого.
В основу интерпретации шкал разработанной методики ОССГС взяты стадии становления субъектности предложенные В.И. Пановым [8]:
- наблюдатель — субъект восприятия действия-образца, т.е. развитие способности увидеть, рассмотреть и запомнить действие-образец (сформировать образ, перцептивную модель), демонстрируемый другим человеком ("смотри, что и как надо делать") — рассматривает, но пока ещё не выполняет;
- подмастерье — субъект репродуктивного выполнения требуемого действия-образца посредством подражания, когда происходит экстериоризация "образа" (перцептивной модели) действия-образца в виде подражания, но без осознания смысла воспроизводимого действия и без умения самостоятельно контролировать правильность его выполнения. На этом этапе перцептивная модель действия-образца, сформировавшаяся и интериоризованная на предшествующем этапе, субъективируется, т.е. превращается в субъективное внутреннее средство подражательного выполнения действия — повторяет это действие, даже не понимая его смысла;
- ученик — субъект произвольного выполнения действия-образца при внешнем контроле за правильностью его выполнения (например, с помощью руководителя), когда индивид уже умеет произвольно выполнять действие-образец, но ещё не умеет самостоятельно осуществлять контроль и коррекцию правильности его выполнения;
- мастер — субъект самостоятельного выполнения действия-образца при наличии самостоятельного, внутреннего контроля за правильностью его выполнения, когда его выполнение происходит посредством интериоризированных и субъективированных на предшествующих этапах перцептивной модели действия-образца и способности к произвольной регуляции правильности его выполнения;
- эксперт — субъект внешнего контроля за правильностью выполнения действия-образца другими, когда обучающийся испытывает потребность и уже способен давать оценку того, правильно ли выполняют действие-образец другие индивиды;
- творец — субъект развития, когда освоенное действие превращается из объекта усвоения в субъективное средство овладения другими, новыми действиями, в том числе для творческого самовыражения.