В последнее время фразу "личный бренд" слышно отовсюду. Его созданием занимаются буквально все: от топ-менеджеров компаний до диджеев и косметологов. Проблема в том, что большая часть желающих построить этот самый персональный бренд обычно смутно понимает, зачем он нужен и что может им дать. А уж про то, как правильно его создать, имеют представление и вовсе единицы.
Поэтому, если вы все ещё сомневаетесь в практической пользе личного бренда или не знаете, с чего начать, — эта статья для вас. Сегодня я расскажу, зачем бизнес-тренеру нужен личный бренд и дам подробную инструкцию по его созданию.
Зачем вам нужен личный бренд?
Здесь всё просто. Личный бренд позволяет дороже продавать себя на рынке, увеличивать конверсию из интересующихся в покупателей и улучшает коммуникацию с партнёрами. Вас знают, вам доверяют, у вас покупают. А особое позиционирование, некая индивидуальная изюминка вашего бренда позволят отстроиться от конкурентов, выделиться на их фоне.
Ещё один из "профитов" личного бренда и широкой узнаваемости — это прочная репутация и возможность склонить потенциальных клиентов выбрать именно вас среди множества других бизнес-тренеров. Каким образом? Большая часть клиентов в процессе выбора ищет вас в интернете. Если в результате они увидят качественно презентующую вас выборку, личный сайт, десятки тематических статей, видеовыступлений и профессиональных наград, выбор будет казаться очевидным.
К тому же, известность влияет на стоимость. Добиться того, чтобы вас признавали экспертом в своей области — значит оправдать свои высокие гонорары за услуги. Никто не будет задаваться вопросом, почему ваш тренинг стоит в пять раз дороже, чем у малоизвестного конкурента. Аудитория будет уверена в том, что мастер-класс человека с таким внушительным опытом стоит своих денег.
Даже если у вас за плечами многолетний опыт работы, и вы уже известны на своём рынке, не стоит терять бдительности. Рынок постоянно растёт, конкуренты не дремлют. Многие желают скинуть вас с Олимпа и занять ваше место. Если вы не сможете поддерживать к себе постоянный интерес, демонстрировать результаты вашего профессионального роста, в конце концов, придёт кто-то "сильнее, выше, быстрее". Итак, что вы можете сделать для своего персонального бренда?
Работа над собой
Прежде всего, стоит определиться с тем, какой образ вы хотите транслировать. Этот образ необходимо прописать детально. Кто ваша целевая аудитория? Каким она должна вас видеть? Чем вы отличаетесь от других? Найдите свою фишку, которая будет цеплять вашу аудиторию. Это касается вашего внешнего вида, манеры общения, подачи себя, названия тем… Согласитесь "Оптовые продажи" и "Как на ёлку влезть и рыбку съесть: оптовые продажи с нуля" — это разные истории и разные образы складываются? Утрирую, но мотив ясен. Надо заранее сформулировать, какие ассоциации вы хотите вызывать у своей аудитории. Напишите минимум 5 прилагательных и подумайте с помощью чего их можно демонстрировать.
Определившись с образом, который вы будете создавать и продвигать, убедитесь в том, что вы полностью ему соответствуете. Не пренебрегайте своим внешним видом, именно по вашей "упаковке" составляют первое мнение о вас как о личности и специалисте. А зачастую одежда может стать неотъемлемым элементом вашего личного бренда. Вспомните джинсы и чёрную водолазку Джобса, очки в чёрной оправе у Эвелины Хромченко или галстук-бабочку Бонда. Устойчивый элемент вашего внешнего вида позволяет запоминаться чётче. Не можете придумать свой элемент? Навестите профессионального стилиста. Пусть он поможет вам разработать гармоничный образ.
В случае существенных изменений внешнего вида не забудьте обновить бизнес-портфолио. Фотографии — это ваше лицо в онлайн-пространстве. Люди, не встречавшиеся с вами лично, будут судить вас именно по этим снимкам. Вы должны создавать у них правильное впечатление.
Продвижение в интернете
Проработали свою фирменную подачу, сформулировали позиционирование и отличия от конкурентов, ваш внешний вид создаёт нужное впечатление? Можно приступать к продвижению своего бренда. Для начала подумайте о том, где находится ваша целевая аудитория. Кто ей является?
Например, возьмём социальные сети. Выделите те из них, где есть ваша целевая аудитория, распределите их в порядке значимости для вас. Сколько соцсетей вы сможете вести сами? Или сколько соцсетей отдадите для ведения профессиональным пиарщиком. Так или иначе, но придётся сделать выбор, бессмысленно присутствовать везде, если твоя аудитория есть только в Facebook. Проанализируйте и свой контент. Насколько это интересно вашей целевой аудитории? Пишите интересно, считайте отклик — лайки, репосты, комментарии. Научитесь соблюдать баланс между сухими знаниями, советами по отрасли и заметками о себе, своих увлечениях и повседневной жизни. Люди должны видеть личность, которая стоит за вашими профессиональными качествами. Баланс будет разным, но если брать среднюю температуру по больнице, могу рекомендовать соотношение, когда примерно 80% вашего контента показывают вас как профессионала, а остальные 20% — как человека.
Для того, чтобы правильно организовать этот баланс, важно составить план действий. Без него у вас есть риск "наломать дров" и потерять время впустую. Когда мы в Zebra Company получаем заказы на услуги по продвижению персоны в социальных сетях, первое, что мы делаем — составляем контент-план в соответствии с целями продвижения.
Помимо этого, полезно для индексации в поисковиках и продвижения своей экспертности вести тематический текстовый блог ("Эхо Москвы", "Сноб", ЖЖ) или видеоблог (YouTube). Помните, что каждая публикация — это маленький кирпичик вашего бренда. Тщательно продумывайте, как та или иная информация может повлиять на ваш публичный образ. Просмотрите свои прошлые записи и фотографии в поисковиках — убедитесь, что ваша аудитория не наткнётся на нелицеприятный, противоречащий вашему имиджу контент.
Следующий инструмент — тематические e-mail-рассылки с полезными советами. Делитесь с вашей аудиторией частью знаний бесплатно. Делайте это качественно. Так вы сможете завоевать её доверие, зарекомендовать себя как эксперта и вызвать интерес к вашим платным тренингам. Собирать контакты для рассылок можно на личном сайте бизнес-тренера, который также может выступать площадкой для донесения самой важной информации о вас, ваших тренингах и мастер-классах. Сайт бизнес-тренера — это один из первых инструментов, которые надо задействовать бизнес-тренеру для своего продвижения.
Проводите вебинары, в том числе, бесплатные. С них стоит начать, это поможет сформировать образ эксперта и наладить контакт с аудиторией. Также это отличный способ ещё раз показать свою квалификацию, заинтересовать и подтолкнуть нерешительных к действию: послушав ваше бесплатное выступление, они скорее решатся заплатить вам деньги за мастер-класс. Они уже знают, что вы оправдаете ожидания. Бесплатные вебинары, как и бесплатные открытые мероприятия — это всего лишь один из этапов воронки продаж ваших продуктов.
Оффлайн-продвижение
Работа над продвижением себя не ограничивается интернетом. Вам нужно поддерживать свой уровень некими реальными достижениями, получать социальное подтверждение вашей экспертности. Рассказывайте о своих кейсах, если у них нет NDA. Принимайте участие в рейтингах и премиях по вашей отрасли. Изучите рейтинг бизнес-тренеров по вашей тематике — как туда попадают и как вам войти в топ? Профессиональные награды — это отличные строчки в вашей биографии.
Позаботьтесь о признании в профессиональном сообществе. Выступайте спикером на профильных конференциях, мероприятиях. Даже одно действительно хорошее выступление может создать настоящий ажиотаж вокруг вашей личности. Вам нужно запомниться и добиться того, чтобы вас обсуждали.
Напишите книгу, если вы на рынке бизнес-тренинга уже не 1 год и считаете, что достигли высокого экспертного уровня. Начать можно с выпуска мини-книг в несколько десятков страниц (в печатном или электронном виде), где вы подробно освещаете какую-то тему и делитесь советами. Это ещё один отличный способ собрать контакты для ваших e-mail-рассылок: предложите бесплатно отправить книгу каждому, кто оставит адрес своей почты.
Наконец, начните сотрудничать с крупными тренинг-центрами. Партнёрство с топовыми центрами повышает и вашу репутацию, не говоря уже о возможности привлечь новых клиентов.
Работа со СМИ
Если вы хотите увеличить свою узнаваемость, вам очень желательно появляться в СМИ — на телевидении, радио, в печатной и электронной прессе. Зачастую люди впадают в некий ступор, задаваясь вопросом: "Как же мне попасть на телевидение?" Всё не так уж и сложно. Убедитесь, что вам на самом деле нужны СМИ, и это не просто хотелка. Убедились? Тогда вот моё краткое руководство к действию.
- Пресс-портрет. Составьте несколько качественных текстов о вас и вашей деятельности. Журналисты должны иметь быстрый доступ к информации о вашей личности.
- Составьте собственную медиакарту. Выберите наиболее подходящие вам по тематике и охвату целевой аудитории СМИ, внесите их в отдельную табличку с указанием названия издания, его тиража, тематики, целевой аудитории и контактов журналистов нужных вам разделов. В дальнейшем это позволит вам быстро найти подходящее СМИ и предложить им свой материал.
- Подготовьтесь к разговору с редактором. Сформулируйте, чем вы можете быть полезны. Позвоните в редакцию или отправьте письмо редактору направления, которое вам интересно. У большинства изданий есть базы с контактами спикеров по отдельным темам. Вы должны понимать, что если вы совсем неизвестны на рынке — в крупных СМИ рады вам не будут (справедливости ради, деловые СМИ вообще не любят бизнес-тренеров и с этим стоит смириться). Используйте отраслевые порталы, пишите качественные материалы, улучшайте выдачу о себе в поисковых сетях. После этого с вами будут готовы разговаривать с большим интересом.
- Используйте сервис Pressfeed — он позволяет получать запросы от журналистов, когда им нужны комментарии по теме. Помните про сообщества в социальных сетях, где журналисты ежедневно выкладывают запросы, когда им нужно получить какие-то экспертные комментарии. Запросы могут быть на самые разные тематики. Всё, что вам нужно делать, — мониторить подобные сообщества и вовремя откликаться на интересные предложения. Вот несколько наиболее популярных "окон" в Facebook:
- Pr_Russia.
- Сми и PR — зеркало Папарацци.
- Сообщество журналистов и ижи с ними J’ournal.
- Но что делать, когда значимых событий не предвидится, а писать о чём-то нужно? Остаётся только создавать инфоповоды самим. Проведите тренинг в нетипичном месте или инициируйте новый интересный проект. Комментируйте новости по вашей тематике (ведь создавать узнаваемость можно не только как автор, но и как комментатор), пишите обзорные и аналитические статьи, участвуйте в подкастах (множество интересных программ-подкастов можно найти на радио Медиаметрикс).
Как видите, процесс построения бренда требует постоянной и непрерывной работы. Поэтому, если вы решили заниматься своим продвижением, вы должны быть готовы потратить на эту задачу достаточно много своего времени: при активной работе вам может потребоваться пара лет чтобы заработать устойчивую узнаваемость на рынке. Если же вы не готовы уделять личному бренду столько времени, но все же чувствуете необходимость в нём, вы можете обратиться к услугам профессиональных пиарщиков.