Всё больше предпринимателей, руководителей компаний и частных специалистов продвигают себя не только в интернете, но и через офлайн-каналы: живые мероприятия. Пожалуй, это один из самых популярных каналов для продвижения себя, ведь он позволяет быстро рассказать о себе широкой аудитории, завести новые контакты и сформировать нужный образ.
Публичный руководитель компании таким образом привлекает дополнительное внимание и помогает продвижению компании: чем больше поводов упомянуть о компании, тем лучше. Предприниматель строит свой личный бренд, чтобы так увеличить узнаваемость и вызывать доверие. Наёмному сотруднику такие активности помогут сформировать статус эксперта, а значит, стать на уровень выше коллег и обеспечить более выгодные позиции для переговоров с работодателями. Не столь важно, на какой ступеньке своей карьеры вы находитесь сейчас, если есть желание продвигать свою персону через мероприятия, эта статья для вас.
Форматов отраслевых мероприятий и вашего участия множество: вы можете быть участником круглого стола, спикером или модератором профессиональной конференции, проводить собственные обучающие или светские события. Подготовка к любому выступлению на публике должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Разберём основные моменты, которым нужно уделить внимание.
Изучите свою аудиторию
Независимо от того, какого рода выступление вам предстоит, универсальный совет таков: надо учитывать особенности аудитории. Это поможет вам лучше соответствовать окружению: где-то можно быть раскрепощённым и использовать молодёжный сленг, а где-то сдержанным и взвешивать каждое слово. В конце концов, о чём они хотят услышать от вас? Насколько они "в теме"?
Если вам предстоят дебаты или круглый стол, найдите информацию о других спикерах — про это часто забывают. Выясните, на каких темах они специализируются. Как вы планируете выделиться?
Продумайте речь
Ваше выступление должно иметь план, стандартная структура выступления включает в себя три части: вступление (знакомство), основная часть, заключение (ответы на вопросы). Хотите ли вы получить отзывы от аудитории? Как это сделать? Может быть пусть они напишут вам на e-mail, а вы взамен отправите им ещё какую-то полезную информацию, например, бесплатную статью или мини-книгу? Этот ход надо продумывать заранее.
Сильно волнуетесь? Попробуйте на небольших карточках написать основные тезисы-предложения. В качестве "запасного плана" заранее заготовьте несколько цветных карточек с шутками или кейсами, на случай, если что-то пойдёт не так. Произойти может всякое: или вы подзабудете текст и собьётесь с мысли, или выйдет техническая заминка, не зависящая от вас. Что бы ни произошло, спикер должен выступать так, чтобы выглядеть ярко и естественно, а не роботом, читающим заученную наизусть речь.
Сделайте интересную презентацию
Если выступаете на сцене, презентация поможет визуализировать всё, что вами сказано. Не надо полностью переносить туда своё выступление, это лишь вспомогательный элемент и ваша страховка по структуре выступления.
Создайте узнаваемый стиль ваших презентаций. Определитесь с их характером. Будут ли там только картинки с заголовками (модный сегодня тип презентаций) или упор на графики? А может быть ваши слайды — это ключевые тезисы, которые можно изучать даже отдельно от вашего выступления? Тогда разместите вашу презентацию на сервисе Slideshare, оттуда её можно будет бесплатно скачать, а главное размещённые там презентации прекрасно индексируются поисковиками, создавая вам дополнительные упоминания по этой теме в интернете.
Не забудьте внести слайд "О спикере". Часто презентации отправляют участникам мероприятий после встречи. Такой слайд поможет ещё раз напомнить аудитории ваши регалии и создать нужное впечатление.
Впрочем в этой сфере есть и исключения. Да, вы можете выступить без презентации там, где все будут с ней. Хотите выделиться? Скорее всего аудитория решит, что она вам безразлична и вы просто поленились подготовиться. В то же время слайд-заставка с текстом: "Да к черту эти слайды!" поможет запомниться, если вы действительно харизматичный спикер, вещающий на очень интересную для аудитории тему.
Репетируйте
Проговорите весь текст вашего выступления, включив таймер и диктофон. Укладываетесь ли вы в регламент? Может быть, стоит что-то сократить? Послушайте своё выступление на диктофоне. Интересно ли вы рассказываете, хочется ли вас слушать? Что у вас с голосом? Иногда стоит сменить тон голоса на более низкий и добавить несколько интересных примеров, чтобы выступление стало интереснее.
Самостоятельно придумайте не менее 10 потенциальных вопросов к теме и составьте к ним ответы. Какие сложные для вас темы могут быть затронуты? Подготовьте ответы на них. Может быть придётся поискать дополнительные цифры для упоминания их в ответе, если понимаете, что какой-то вопрос избежать не получится. Можно надеяться на "лёгкое" выступление, но гораздо лучше быть во всеоружии.
Найдите контакт с аудиторией
Во-первых, не забывайте улыбаться. Улыбка придаёт уверенности, избавляя от нервного напряжения. Если выступаете перед большой аудиторией, отыщите среди зрителей двух-трёх человек в разных концах зала, которые внимательно слушают вас и явно вам симпатизируют. Во время выступления старайтесь смотреть именно на выбранных вами зрителей, перемещая взгляд по залу. При таком зрительном контакте аудитории будет казаться, что вы общаетесь с каждым из них. Если вас снимают на видео, сохраняйте зрительный контакт также и с объективом камеры, только выясните заранее, в какую именно камеру лучше смотреть, если их несколько. И обязательно уточните, как вам получить свою копию записи. Также вы можете попросить кого-то из первого ряда или своего помощника обеспечить трансляцию в интернет, например с помощью модного нынче сервиса Periscope.
Подведите итоги
Вечером после мероприятия обязательно письменно проделайте работу над ошибками, определите моменты в своём выступлении, какие можно улучшить, чего вообще стоило избегать, подумайте, как застраховаться от промахов в будущем. Не откладывайте это в долгий ящик, соблазн не вернуться к нему очень велик.
После мероприятия в Интернете появятся пост-релизы, статьи, отзывы в соцсетях и т.д. Ищите отзывы о себе, заведите свой именной тег для соцсетей, попросите зрителей использовать его, если они захотят с вами связаться. Просмотрите посты с тегом мероприятия в соцсетях, там тоже могут быть упоминания вас. В качестве благодарности организаторы могут также предоставить вам письменный отзыв на фирменном бланке (собирайте их) и разместить вашу презентацию на сайте мероприятия. Уточните у них будет ли фотоотчёт с события и если да, то как вам его получить.
Не обязательно иметь потрясающие ораторские способности и стопроцентную уверенность в себе, чтобы успешно общаться с публикой и выступать. Это достигается качественной подготовкой и тренировками. Многие профессионалы признаются, что и с многолетним опытом публичных выступлений по-прежнему испытывают волнение. Вам только нужно научиться им управлять. Когда вы преодолеете себя, вы научитесь грамотно строить речь, ясно выражать свои мысли и находить наиболее убедительные слова для вашей аудитории.
Правильный настрой и тщательная подготовка обеспечат вам успех как в общении с публикой, так и в достижении ваших целей. Ведь когда вы идёте на мероприятие в качестве спикера, у вас есть определённые цели. Какими они могут быть? Об этом в следующих материалах.