В настоящее время проверяющие стали считать налоговое планирование признаком недобросовестности предпринимателя.
В нашей заметке мы покажем некоторые методы налогового планирования и его законность.
Налоговое планирование-это определение оптимальной суммы налогов для конкретного налогоплательщика и вида осуществляемой им деятельности. Право предпринимателя осуществить выбор наиболее выгодной формы налогообложения его деятельности и оптимальный вид платежа.
Форма налогообложения не может быть продиктована налоговым органом в целях увеличения налоговой нагрузки. А уменьшение подлежащих уплате налогов на законных основаниях, как и выбор наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности, не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика. (См. см. постановления ФАС Центрального округа от 19 января 2009 г. по делу № А35–1115/08-С21).
Вот некоторые методы планирования:
- Налоговый календарь — платим в срок, день в день;
- Использование налоговых льгот — смотрим местное законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса;
- Использование специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД);
- Использование пока незакрытых "лазеек" в налоговом законодательстве;
- Управление расходами и обоснование их деловой цели.
Важно! При разработке мероприятий налоговой оптимизации необходимо всегда оценивать риски!
Например, рассмотрим такой вариант оптимизации, как управление расходами.
Многие компании арендуют у своих сотрудников автомобили, заключая договора аренды без экипажа, облагая арендную плату 13% налогом на доходы физлиц.
Но проверяющие пытаются переквалифицировать такой договор аренды без экипажа на договор с экипажем и на всю сумму арендной платы доначисляют страховые взносы в размере 30%.
По нашему мнению, что бы у проверяющих не было возможности переквалификации договора, необходимо организации при заключении договора без экипажа с сотрудником выполнить следующие действия:
- В полис ОСАГО внести неограниченный круг пользователей. Почему? Потому что вы арендуете автомобиль для деятельности компании.
- Составить приказ по использованию автомобиля с указанием лиц.
- Заключить договор со стоянкой, где будет находиться автомобиль после рабочего дня.
- В трудовых договорах сотрудников, которые указаны в приказе, предусмотреть разъезды и использование служебного автомобиля.
- Вести путевые листы с расшифровкой движения автомобиля и желательно, что бы автомобилем пользовался не только сам сотрудник, но и кто-то из других сотрудников.
При выполнении данных действий у компании риски претензий проверяющих к расходам автомобиля и к возможности доначисления страховых взносов на арендную плату сведены к нулю. Главное проявить творчество и подвести к деловой цели использование автомобиля.
Резюмируем: налоговое планирование — это законная деятельность предпринимателя, если подойди к ней с умом, не переступая черту "Налогов 0". За этой чертой Ваши действия недобросовестны и приведут к большим неприятностям для бизнеса.
Сегодняшние действия сохраняют нервы и деньги руководителя завтра.
Хроники налогового консультанта, выпуск 5-й.