Измените, переверните, переставьте, перепутайте, переплетите — известное и Вы получите — неизвестное…
- Попробуйте решить задачу необычным способом и сразу Ваша жизнь наполнится смыслом.
- Скучные люди никому не интересны в том числе и самим себе.
- Иногда следует просто не усложнять в ущерб простоте.
- Инициатива должна поощряться если не материально, то хотя бы морально и это не зависит от эффективности этой инициативы.
- Индивидуальность и неповторимость — синонимы успеха.
- Чтобы развить креативность, необходимо научиться развивать творческое воображение и по возможности, начать игнорировать правила структурированности, предсказуемости и логики.
- Только в моменты творческого озарения мы можем по-новому увидеть и осознать задачу и найти нестандартные решения.
- Если Вы считаете, что нашли единственно верное решение задачи, попробуйте не зацикливаться на нём, а продолжайте искать. Возможно, Вы найдёте решение ещё лучше. А если нет, Вы отметёте все сомнения и будете абсолютно уверены, что первое — это и есть самое идеальное решение.
Если на заданный вопрос вместо ответа внутри нас возникает только эхо, значит, внутри нас пустота и её необходимо заполнить — ну хотя бы знаниями…
- Идеей легче заинтересовать маленькую компанию, прибылью — большую.
- Как правило, чем выше креативность идей, тем ниже её стоимость.
- Все медиапланы, представленные разными рекламными агентствами, похожи друг на друга потому, что хотя агентства и разные, но базовый исходный материал, по которому обучались их сотрудники, один и тот же с небольшими отклонениями от стандарта.
- Научитесь отслеживать ситуацию в бизнесе. Если клиент говорит: "Хочу горячий лёд", — а Вы отвечаете, что у Вас есть только холодный, это нормально. Но если он это говорит второй раз, Вы должны задуматься и по возможности произвести какие-то действия в этом направлении. Если говорит третий раз — а Вы до этого ничего не предприняли, то Вы опоздали. Это уже сделал кто-то другой.
- Хорошо, если Вы сможете заинтересовать клиента, предложив воплотить его идею в жизнь. Но будет ещё лучше, если предложите свою идею, которая принесёт его организации значимые дивиденды, дополнительную прибыль или усилит его позицию на рынке.
Иногда стоит подвергнуть очевидное сомнению, чтобы убедиться в очевидном и убрать сомнение или открыть такие возможности, которые нам не снились, если очевидное окажется не столь уж и очевидным…
Первое упражнение
Креативное мышление по системе разрезки У. Берроуз:
- Возьмите любую страницу любого произведения, это может быть газетная страница без фотографий, художественное произведение, политическая статья, стихотворение.
- Разрежьте её ровно посередине сверху вниз, затем ровно поперёк, разделив лист на 4 одинаковых квадрата.
- Обозначьте 1, 2, 3, 4.
- Затем создайте первоначальную страницу, только напротив 1 поместите 4, напротив 2 поместите 3. И Вы сможете прочитать увлекательные фразы, иногда с очень глубоким смыслом.
- Чтобы решить задачу, необходимо взглянуть на неё по-новому. Это сделать сложно вследствие нашего привычного мышления и ограниченного взгляда на эту задачу.
Второе упражнение
Для того, чтобы расширить кругозор, представьте себе, как бы взглянули на проблему, например Ваш друг, его супруга, Ваш начальник, ребёнок, собака, Наполеон, Ваша машина, цветок и т.д.
- Иногда, чтобы решить задачу, на практике я использую "И-Дзын" "китайскую книгу перемен". Тексты её сложны для понимания и во многом ассоциативны. Поэтому при прочтении текста и попытки связать его с задачей, возникают свободные ассоциации, способные дать "подсказку" или идею.
- Аналогично можно использовать и древнеегипетские иероглифы, представленные в виде рисунков и наскальные рисунки древних людей.
- Главное, с помощью этих техник можно наладить обратную связь с подсознанием, которое знает все ответы и готово их передать, но мы не готовы их услышать по причине неумения слышать.
Третье упражнение
- Запишите задачу. Затем пишите все мысли, которые приходят к Вам в голову. Положительные стороны задачи — красной ручкой, отрицательные — синей.
- Затем разрежьте и попытайтесь их передвигать и менять местами. Синие с синими, синими с красными, красные с красными.
- Прислушивайтесь к себе, к своим мыслям, к идеям, которые возникают в процессе этих действий. И возможно, Вы найдёте нужную Вам комбинацию и, как следствие, решение.
- Если не получается — не страшно, отложите на день, неделю, месяц, если позволяет время, а затем повторите. Иногда решение должно "отлежаться" и "созреть". А всё это время сознание будет решать, структурировать задачу и возможно, произойдёт озарение.
Четвёртое упражнение
Закройте глаза, возьмите ручку, рисуйте на листе бумаги круги, квадраты, линии, детали проблемы и людей, относящихся к ней. Затем, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что Вам напоминают эти рисунки, с чем ассоциируются. Включите фантазию, расслабьтесь. Попробуйте связать их между собой, поварьируйте.
Пятое упражнение
Попробуйте весь день делать то, что Вам несвойственно. Например, слушать с закрытыми глазами, писать левой рукой, надеть одежду, которую Вы до сих пор не одевали, походить босиком, если ходили в тапочках и т.д. К Вам будут приходить новые видение, новые ощущения, которых Вы до сих пор не испытывали, а если и испытывали, то забыли. И это выбьет Вас из привычных рамок стереотипов мышления.
Если у нас начинают появляться идеи, которые нас удивляют, возможно, мы перестаём мыслить банально…
Шестое упражнение
Тренируйте воображение. Возьмите любой предмет и используйте его не по назначению. Вариантов должно быть максимальное количество.
Например: создайте панно из домашних тапочек и повесьте на стену. Обуйте в домашние тапочки стол и т.д.
Седьмое упражнение
- Выпишите из словаря существительные. Напишите их на карточках и, вытаскивая в случайном порядке, прислушивайтесь к своим ощущениям. Запишите максимальное количество слов, которые ассоциируются у Вас с этими существительными.
Например: Солнышко — тёплое, ласковое, свет, ребёнок, жарко, жёлтое и т.д. Узник — решётка, холодно, темно, страшно, тоскливо, полумрак, тихо и т.д. Галстук — пиджак, строгий, деловой, рубашка, белый, костюм, клерк и т.д.
- Это пригодится Вам в будущем, например, при создании и написании коммерческого предложения — при нахождении названий, логотипов и слоганов, в создании экспресс-идей.
- Это поможет отточить скорость и гибкость мышления, разовьёт сосредоточенность и умение концентрироваться на задаче.
Восьмое упражнение
Чтобы увидеть новые возможности продаж, направьте сотрудников, которые торгуют, например, бытовой техникой или сходите сами посмотреть, как совершаются продажи дорогих товаров. Предположим, автомобилей. Затем — дешёвых. Например: канцелярских принадлежностей или хозяйственные товаров.
При внимательном отслеживании наверняка будут подмечены новые техники, новое понимание, которое затем можно перенести и использовать для улучшения продаж в Вашей организации.
Девятое упражнение
Тренируйте сотрудников на внимательность, ассоциативность. Например, нарисуйте несколько абстрактных рисунков и опросите всех по очереди, кто что видит и чувствует, глядя на эти рисунки:
- Это поможет раскачать энергетику присутствующих и раскрепостить их.
- Пусть каждый нарисует то, что ему хочется, затем всё это будет перемешано и вывешено.
- Пусть сотрудники попытаются определить автора каждого рисунка.
Десятое упражнение
- Пройдитесь по городу в поисках идей, и всё, что по Вашему мнению неправильно, неэкономично, неэкологично, записывайте. И самое главное, не задумываетесь над решением. Настройтесь только на отслеживание. В течение недели можно найти их огромное количество.
- Второй этап: Попробуйте проанализировать все замеченные недостатки, отсейте совсем непригодные к улучшению и оставьте самые перспективные.
- Постарайтесь найти способ исправить их и при этом оцените полезность, нужность. Привяжите результат к материальной выгоде, которую Вы получите после проведённых изменений.
Одиннадцатое упражнение
Дайте задания Вашим сотрудникам поработать дома с заранее подготовленными соединениями некоторых слов и вещей на предмет ассоциативных цепочек. С утра устройте 5-минутку. Пусть на ней сотрудники поделятся результатами.
Двенадцатое упражнение
Если Вы заходите в какую-нибудь организацию (банк, кафе, самолёт, супермаркет, метро), попробуйте в качестве упражнения мысленно найти способы улучшения работы этой организации.
Тринадцатое упражнение
Попробуйте найти ассоциативную связь между предметами. Связь, которая на первый взгляд кажется неочевидной, невозможной. И попытайтесь воплотить всё это в идею. Пускай даже и неосуществимую. Здесь больше важна тренировка, а результат со временем придёт.
Очевидная связь:
- рыба — подводная лодка;
- цветы — земля;
- офис — стулья и т.д.
Неочевидная связь:
- лампочка — пластмасса;
- колесо — шкаф;
- чернила — лягушка.
- "Лампочка — пластмасса". Решение. Лампочка состоит из металла и стекла. Металл и стекло стоят дороже пластмассы. Попробуйте заменить стекло на тонкую, прозрачную жаропрочную пластмассу. Цоколь тоже можно изготовить из пластмассы с выводом на пластмассовую резьбу металлических элементов-контактов. Лампочка получится полностью пластмассовая, кроме нескольких контактов и непосредственно нихромовой нити накаливания. Соответственно, она будет стоить дешевле обычной.
- "Колесо — шкаф". Решение. Многие шкафы, сложная бытовая техника, особенно старых моделей, не имеют колёсиков для передвижения по комнате. Придумайте универсальную площадку с четырьмя колёсиками или шариками, располагающуюся на минимальном расстоянии от поверхности пола для перемещения крупногабаритных и тяжёлых предметов по квартире в целях предохранения пола от повреждений.
- "Чернила — лягушка". Решение. Изготовьте печать в виде лягушки. Когда будет ставиться оттиск, лягушка будет как бы прыгать. Наверняка найдутся люди, которым будет интересна такая оригинальная печать, отличающаяся от скучных, обычных.
Четырнадцатое упражнение
Существуют карточки для изучения английского языка, на которых написаны слова. Вы вытаскивайте наугад две карточки и пытаетесь связать эти слова между собой, чтобы возникла идея. Например: на одной карточке — "кафе", на другой — "кактус".
- "Кафе — кактус". Решение: Можно оформить кафе в стиле "Дикого запада". В гардеробе поставить большие макеты кактусов в виде вешалок. Крючки на них будут похожи на колючки, на которые и будет вешаться одежда.
- "Калькулятор — лимон". Решение: Сделайте предложение производителям калькуляторов изготовить калькулятор необычной формы в виде дольки лимона. Такие калькуляторы будут пользоваться спросом у детей и любителей всего оригинального.
- "Нога — дверь". Решение: Предложите производителям выполнить доводчик дверей в виде ноги в уменьшенной форме. Когда мы открываем дверь, нога разгибается, затем, медленно сгибаясь в колене, закрывает дверь.
Способность ума подгонять всё новое под привычное мешает взглянуть на привычное по-новому…
Другой вариант.
Ручка двери выполнена в виде протянутой кисти руки, чтобы открыть дверь надо пожать руку.
Ещё вариант. Изготовьте пластиковую или металлическую пластину в виде следа от ступни ноги, на котором будет написано "стучать здесь". Установите на двери на уровне груди как будто кто-то стукнул в дверь ногой и оставил след. Это делается в случае отсутствия звонка. Можно сделать такую же пластину, но выполненную в форме ладони в середине которой имеется отверстие для установки кнопки звонка. Эта пластина будет предохранять место вокруг кнопки от загрязнений, происходящих в результате частых нажатий на кнопку.
"Краски — ручка". Решение: Изготовьте ручку — с одного конца перо, с другого — кисточка. Этой ручкой можно писать как чернилами, так и рисовать обратной стороной красками.
Другой вариант. Предложите производителям шариковых стержней заправлять ручки пастой не одного цвета, а мелкими порциями разных цветов. В этом случае текст, написанный такой ручкой, будет все время плавно менять свой цвет. Такие стержни будут раскупаться детьми и заинтересуют дизайнеров.
Некоторые идеи нужны для тренировки креативного мышления, а некоторые из них в случае их осуществления вполне могут принести финансовые дивиденды.
Пятнадцатое упражнение: "от обратного"
Всё поставьте под сомнение.
- Утверждение: Чтобы выйти замуж, не надо быть красивой.
- Опровержение: Необходимо найти причины, по которым можно быть любимой, нужной и незаменимой, но не быть красивой.
- Решение: Красиво одеваться, быть образованной, иметь хороший характер, быть умелой хозяйкой, знать свою природу и природу мужчины, быть подготовленной к семейной жизни, уметь вкусно готовить, быть хорошей собеседницей и при необходимости слушательницей, уметь подвигнуть мужчину на достижение намеченной им цели и при случае утешить, знать секреты интимной жизни. Сделаться такой женщиной, каких нет, или каких мало.
Ещё пример:
- Утверждение: Чтобы отремонтировать квартиру, не нужно иметь много денег.
- Опровержение: Найти возможности и способы сделать ремонт без больших материальных затрат.
- Решение:
- Чтобы проявить выцветшие обои, можно подкрасить кисточкой элементы рисунка и обои проявятся, или развести краску до жидкого состояния и слегка нанести её на стены с помощью бытового пылесоса. Одного, двух килограммов краски хватит на всю квартиру.
- Чтобы обновить старые полы, можно купить самую дешёвую ткань, затянуть пол и "покрыть" паркетным лаком. Полы будут как в музее.
- Потолки можно помыть водой, в которой разведена водоэмульсионная краска, и потолки побелеют, или заштриховать потолок обычным школьным мелком.
- На старые потрескавшиеся деревянные элементы квартиры наклеить декоративную плёнку, и они будут смотреться как новые и т.д.
Иногда мы склонны считать фактом то, что на самом деле фактом не является, а является лишь отражением мнения окружающих, признавших этот факт фактом…
Шестнадцатое упражнение
Для тренировки креативности выберите из словаря несколько первых попавшихся существительных и попробуйте в течение нескольких минут привязать эти существительные друг к другу, чтобы возник смысл, хотя бы парадоксальный.
Например: трава, бутылка, нож, лупа, муха.
- "Муха сидела на бутылке с ножом в лапе и глазом-линзой рассматривала траву…"
- Особенно креативное мышление необходимо в рекламе.
Семнадцатое упражнение
Предположим, Вам необходимо прорекламировать паркет.
Опять же, возьмите словарь и выберите несколько первых попавшихся существительных и привяжите эти слова по смыслу к паркету, чтобы это получилось оригинально и применимо к рекламе.
Например: домино, утюг, шоколад, мебель, цветок.
- Паркет в виде косточек домино, выстроенных в ряд. Крайнее падает и толкает паркет впереди себя и так по цепочке, упавшие складываются в паркетный пол.
- Утюг — гладит поверхность старого деревянного пола и проявляется новый блестящий паркетный пол.
- Мебель — в квартире полностью сделана из паркета, в том числе и телевизор, холодильник и т.д., и всё это стоит на паркетном полу.
- Лепестки раскрывающегося цветка — в виде паркета.
- Шоколад в виде паркетного пола с логотипом фирмы.
Вариантов может быть бесчисленное множество. Необходимо выбрать наиболее интересные идеи и останется их только доработать и воплотить.
Невозможно жить в постоянно изменяющемся мире, не имея точку опоры внутри нас…
Восемнадцатое упражнение
Можно использовать прилагательные, которые характеризуют существительные, и попробовать применить это к рекламируемому товару.
Например:
Характеристика шоколада. Чёрный, коричневый, белый, сладкий, горький, мягкий, завёрнутый в фольгу…
- Чёрный, коричневый, белый: Выложить панно. Название организации — производителя из разноцветного паркета (чёрного, коричневого, белого).
- Сладкий: Заказать подарочные коробки с конфетами с названием организации.
- Горький: Рисунок, на котором изображена перечница, из которой сыплется перец. Вначале в виде точек, которые постепенно принимают форму паркета и укладываются в паркетный пол.
- Мягкий: Каток укатывает мягкий асфальт, а дорожка за катком получается в виде уложенного паркета.
- Завёрнутый в фольгу: Отдельный натуральный паркет завернуть в фольгу с логотипами организации и перевязать цветной лентой. Преподносится в качестве подарка.
Для некоторых смысл жизни заключён в понятиях — работа, сон, еда и езда…
Девятнадцатое упражнение — для развития гибкости ума
- Совмещение приятного с полезным. Если Вы собираетесь купить какую-либо вещь, попробуйте не использовать привычку оценивать с позиции "нравится, не нравится", "нужно, не нужно".
- Подойдите как бы с другой стороны. Задайте максимальное количество вопросов — для чего Вам эта вещь. Действительно ли она Вам нужна, как Вы можете её использовать, есть ли место, куда поставить, можно ли без неё обойтись и т.д.
- Попробуйте ответить на все эти вопросы. И может быть, удивительным образом выяснится, что эта вещь Вам вообще не нужна. Поставить, повесить или хранить её негде или похожая у Вас уже имеется. А возможно, наоборот. Эта вещь нужна Вам и её необходимо купить, и даже не одну.
- Такая работа должна быть систематической, с постоянным углублением в детали. Сначала нужно довести идею до абсурда. А затем вывести её оттуда. Пока в итоге не найдёте ей практическое применение.
- Попытайтесь придумывать хотя бы одну идею в день.
- Не думайте, будут ли понятны кому-либо и приняты Ваши идеи. Просто придумывайте. Придёт время, и Вы поймёте, как донести их людям. В противном случае желания подстраиваться под мнение других будет блокировать Вашу фантазию и обеднять Вашу жизнь.
- Только время покажет, безумная идея или нет. Если она пришла Вам в голову, значит, уже имеет право на существование, а существование предполагает и возможность её осуществления.
- Упражняясь, старайтесь быть максимально расслабленными, отбросьте все сомнения: "получится, не получится". Поиграйте. Не привязывайтесь к результату.
- Предложите наибольшее количество идей, затем перейдите ко второму этапу — критическому осмыслению.
- Одновременно придумывать и критически их оценивать не получится, так как работают разные полушария. И КПД идеи в этом случае будет низким.
Не поняв законы природы, человек не поймёт законы собственной природы… Самые креативные идеи могут придумать дети, т.к. они практически всё время находятся в состоянии творческого процесса.
Пример креативного мышления
Вопрос:
Как получить максимально большое количество сока из апельсина. Придумайте варианты, запишите, затем сравните с ответом.
Решение:
- Можно, не снимая кожуры, раздавить его под прессом.
- Можно снять кожуру и поступить аналогично.
- Можно разрезать на максимально маленькие кусочки, раздавить каждый кусочек в чеснокодавке.
- Можно выжать сок в соковыжималке.
- Можно извлечь сок любым другим способом.
Ответ: получить максимальное количество сока можно, если вообще не трогать апельсин. Самое большое количество его содержится в целом апельсине. При любом воздействии на него сока всё равно будет меньше, чем в целом. Необходимо только представить, что сам апельсин и есть сосуд для хранения сока.
Люди, умеющие мыслить творчески, не останутся без работы. Будут иметь деньги. И самое главное, каждый прожитый день будет иметь смысл.