О бизнес-моделировании у меня уже есть статья. Пришла пора поделиться своими мыслями о моделировании социальных процессов.
Прежде чем переходить к этой теме, предлагаю разобраться, а что же такое моделирование в принципе. Напоминаю, что мои размышления относятся, в первую очередь, к игропрактике, чьей основой является моделирование.
И так, моделирование — это когда мы строим и изучаем модели, которые в свою очередь являются упрощёнными представлениями чего-либо. В игропрактике мы используем моделирование для имитации возможных состояний, поведения, реакций, а главное для поиска решений проблем. С одной стороной, мы используем уже имеющиеся знания о предмете моделирования, с другой делаем это чтобы наблюдать за его возможными изменениями и реакциями, о которых раньше либо совсем не знали, либо которые предполагали, но не были до конца уверены.
Сложно?
А теперь проще и на примере моделирования социальных процессов:
- Берём взаимоотношения мужчины и женщины.
- Фокусируемся на том, как они знакомятся.
- Недостаточно личного опыта? Поисковик в помощь: от научных трудов до популярных статей из журналов.
- Отбрасываем все лишнее, упрощаем до безобразия: Кто подходит первый? Что говорит/или делает? Как реагирует вторая сторона?
- Ищем проблему или выдвигаем гипотезу. Например, существует 3 наиболее распространённых варианта развития событий. Я хочу узнать основные причины провала и отказа в знакомстве и понять насколько часто это происходит.
- Имеет смысл сымитировать эти ситуации так, чтобы участники игры-эксперимента в процессе не сильно концентрировались на этой теме. Метафора приходит на помощь!
- И вот мы уже играем в игру про постапокалиптический мир, в котором только от нас зависит, выживет ли человечество.
Чтобы это не превратилось просто в безудержное веселье, в конце — рефлексия:
- Анализируем, что же с нами происходило, какие аналогии можно провести с реальной жизнью?
- Какие открытия для себя сделали, что извлекли полезного, о чем задумались?
- Решаем, как изменим своё поведение в будущем для получения желаемых результатов.
Социальное моделирование удалось. Ура!
На что следует обращать внимание при моделировании социальных процессов в игре?
Или об основных компонентах социальных систем.
Дальше "по-умному", но для интересующихся игропрактикой и игрой важно.
- Первое и самое главное, конечно же, человек! Без него никак.
- Далее комплекс экономических, социальных, политических и духовных процессов. Совокупность этого характеризует этап/стадию/эпоху/период. Для по-настоящему масштабного моделирования знать и учитывать это просто необходимо.
Каждый из этих пунктов можно разобрать и отдельно.
- Экономика и все, что с ней связано, как система производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, господствующая в моделируемой реальности.
- Социальные институты как форма организации совместной жизнедеятельности людей. Их существование продиктовано стремлением к удовлетворению потребностей всего общества или его части. Социальные институты всегда влияют на наше поведение через установление правил. Выявление, как именно это происходит, и какие правила влияют на тебя лично и на других, одна из ключевых компетенций игропрактика.
- Политика как ответы на вопросы: Как именно действует власть? Посредством чего она правит и удерживает свои позиции? Какие события общественной жизни связаны с ней напрямую и опосредованно? Здесь очень мощно разбираются процессы управления в моделируемой реальности.
- Духовная жизнь — этические, моральные принципы, считающиеся нормой. Как происходит оценка "хорошего" и "плохого"? Как устроен мир? Что порицается, а что восхваляется? Зачем это людям? Что влечёт разность взглядов на эти принципы? Здесь игропрактик находит дополнительную информацию о целях и мотивации людей.
- Дополнительно имеет смысл обратить внимание на предметы, которые обеспечивают социальную жизнь, участвуют в ней. Такие предметы всегда созданы человеком и используются им: техника, орудия труда, жилища и иные здания, предметы искусства, украшения… Предметы нужны, чтобы при использовании метафоры "прикрепить" суть моделируемого процесса к простым и понятным вещам.
Пока писала про основные компоненты социальных систем применительно к созданию игр, в очередной раз по-новому ответила себе на вопрос: Кто такой игропрактик?
Игропрактик — это не тот, кто является одновременно экспертом в экономике, психологии, социологии, политологии, истории, философии… Но он "зрит в корень", понимает истоки и причины происходящего, рассматривает все, как результат взаимодействия различных элементов.
- Системное мышление — умение рассматривать происходящее вокруг тебя, как набор упорядоченных элементов, связанных между собой. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется. Достаточно взглянуть на него под определённым углом.
- Анализ ситуации для решения проблемы — действие, с помощью которого можно найти наиболее полное и верное решение возникшей проблемы, предварительно разложив её на части и установив взаимное влияние этих частей.
Игропрактик, использующий моделирование социальных процессов, — это системно мыслящий аналитик!