На своём тренинге "Дизайн-мышление и кайдзен — синергетический эффект" заметила, что участники очень часто путают понятия "проблема" и "задача". Я отметила несколько ключевых, на мой взгляд, вопросов. Именно на них необходимо найти ответы, работая с проблемой. Самое полезное в конце статьи.
В жизни проблема формулируется просто — "знаю что, не знаю как", то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.
Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (со степенью неопределённости).
- Наличием неопределённости проблема отличается от задачи.
Задавайте вопросы: "Это проблема только для меня/нас? Или её кто-то уже решил?"
- Если в интернете/где-то вы можете найти удовлетворяющий вас вариант решения проблемы, это не проблема… это задача.
Задавайте вопросы: "Какая информация поможет мне разобраться в этом вопросе? Где мне её найти?"
- Совокупность возможных вопросов, взаимосвязанных с объектом рассмотрения, называется проблематикой.
Задавайте вопросы: "Нашёл ли я конец нитки, потянув за который, я размотаю весь клубок? Или это решит какой-то частный случай или только часть проблемы?"
- Неверно поставленная проблема, или псевдопроблема, а также потеря фокуса внимания, уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.
Задавайте вопросы: "Что явилось предпосылками для возникновения проблемы? Что произойдёт, если проблему не решить в ближайшее время?"
- Для решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать, как текущие условия, так и риски.
Формулировка проблемы:
- должна быть видна корневая причина;
- описание должно быть полным, непротиворечивым и достоверным.
Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок.
Задавайте вопросы: "Какие минимум три варианта формулировки данной проблемы существуют, если бы корень её был в людях? Какие минимум три варианта формулировки данной проблемы существуют, если бы корень её был в отсутствии технического решения?"
Одна из самых распространённых ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами — это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.
Участникам тренинга было предложено обозначить проблему. Обязательным условием было, чтобы каждый подтвердил актуальность для себя этой проблемы. Выбор пал на "проблему парковки в центре города Владивосток в будний день". При такой формулировке проблема казалась участникам не решаемой без вмешательства органов власти и больших финансовых вложений. Но даже при этих условиях, внятного решения, которое могли бы эти органы реализовать, предложено не было. Все сводилось к постройке многоуровневых паркингов вместо уже существующих зданий.
Чтобы выйти из мыслительного тупика, участники объединились в две команды: те, кто в первую очередь, ориентируется на людей и те, кто тяготеет к технике и технологиям. Каждая группа придумывала 3 разные формулировки проблемы. Основывались на источнике — людях или не грамотной, с технологической точки зрения, организации пространства.
Самым большим открытием для участников после представления друг другу результатов групповой работы стало то, что они застревают в привычном образе мысли. У них даже не возникало вариантов близких к тем, что представили коллеги из другой группы.
Следующим открытием стало то, что три разные формулировки проблемы влекли за собой три разных способа её решения. Каждый из них приводил к желаемому результату. Это бы происходило с разными затратами, финансовыми и временными, отношением общества к инициативе, уровнем поддержки власти…
Но при таком раскладе:
- проблема переставала казаться нерешаемой;
- можно выбирать из множества вариантов решений, проведя анализ… выбор — это роскошь;
- не нужно ждать, что кто-то её решит, нужно лишь начать действовать;
- какие именно действия предпринять тоже становится понятно — появляется план;
- если есть план, то есть конкретные задачи.
Если вы столкнулись с проблемой, которую не знаете, как решить, поиграйте в эту игру. Напишите по три формулировки так, если бы она решалась на организационно-культурном уровне (о людях) и на организационно-технологическом (о технических средствах). Трудно?! Обсудите это с очень разными людьми, они "подарят" вам свой взгляд.