"Мы будем сидеть и разговаривать, пока всё не скажем друг другу", — сказала дочери Долорес Клейборн, героиня глубокой и жутковатой драмы по Стивену Кингу.
Как это происходит? Почему, разговаривая с другим человеком, мы начинаем сами понимать себя и свою ситуацию лучше? И как это действует в психологической работе?
Быть услышанным
Задача говорящего — быть услышанным. Когда человек говорит, он естественным образом встаёт перед необходимостью как-то упорядочить свои мысли и переживания. Из хаоса представлений, фантазий, страхов и надежд он вынужден выбрать самое главное, существенное и донести это до собеседника, чтобы быть понятым.
В этом смысле формулирование становится первым шагом в решении задачи, с которой клиент приходит к психологу. Просто рассказывая, человек уже приступает к поиску выхода. Так бывает в ходе консультаций: клиент рассказывает о ситуации и восклицает: "Я только сейчас понял!" Проговорил — и понял.
Взгляд извне
Человек может и сам решать свои проблемы. Но не всегда. Это обусловлено ограничением самоанализа: "Система не может проанализировать сама себя". Всегда будут возникать белые пятна, и анализ будет ограниченным, а значит неполным.
В диалоге с другим человек приобретает возможность получить обратную связь, взгляд со стороны. И часто это оказывается недостающим ресурсом. Другой человек по-другому мыслит и переживает, он в силу этого способен по-новому воспринять проблему, увидеть другие аспекты. А это дополнительные пути решения задачи.
При этом у психолога есть и ещё один ресурс — он в меньшей степени включён в проблемную ситуацию, менее пристрастен и в силу этого способен мыслить более ясно. И, безусловно, он обладает профессиональным инструментарием для проведения анализа.
Например, молодой человек после смерти отца переживает противоречивые чувства: с одной стороны, горе утраты, а с другой обиду и гнев, связанные с поведением отца в прошлом. Это мучает ещё и потому, что на мёртвых злиться как-то непорядочно, их надо прощать. И всё это смешивается и кажется несоединимым. Но в ходе консультации приходит осознание, что эти все чувства и мысли имеют право существовать одновременно, поскольку для них есть основания. Это позволяет клиенту принять то, что с ним происходит и дать себе время пережить в той очерёдности, в которой они актуальны.
Быть принятым
Важнейшая человеческая потребность — это потребность в других людях и в принятии с их стороны. "Чтобы выжить, человек нуждается в других людях. Ещё меньше шансы человека, который остался один, на психологическое и эмоциональное выживание. На психологическом уровне человек нуждается в контакте с другими людьми в такой же мере, в какой на физиологическом уровне он нуждается в пище и питье", — пишет Ф. Перлз.
При этом в обычной жизни нередко эта потребность остаётся не удовлетворена. Часто общение с близкими и друзьями перегружено новыми и старыми обидами, стереотипами, ожиданиями и страхами. В итоге человек остаётся один на один с этой своей потребностью — быть принятым, что переживается как одиночество.
Открыться, доверить свой внутренний мир чужому взору — это риск. Обнаружить, что другой видит и принимает тебя, не осуждает, не оценивает, плох ты или хорош — прекрасное переживание того, что ты не один.
Поэтому один из важных критериев при выборе психолога — это доверие к нему. И в дальнейшей психологической работе доверие играет ту же роль, что и масло в работе двигателя.
Таким образом, диалог становится богатым ресурсом разрешения психологических трудностей, если он позволяет человеку быть услышанным и принятым, выйти за пределы замкнутого круга и получить поддержку от другого человека.