Всем практикующим терапевтам, психологам, консультантам, коучам и специалистам и другим известна проблема невзятия внутренней ответственности клиента за решение своей задачи, за свой результат
Даёшь технику, которую необходимо человеку делать самостоятельно, а он её не делает. Говорит неудобно. Даёшь другую, не делает-времени нет. Терапевт и консультант всегда понимают настоящие причины, почему человек не выполняет задания. Только человек сам себе в этом не признается. Он свято хранит свою внутреннюю боль и напряжение — боится расстаться. В итоге работа предстоит более долгая, чем если бы задания выполнялись. И даже дело не в самих заданиях, а в том, что личность выполняя их с чувствующим-присутствующим самонаблюдением осваивает управление своей личностью. Затем наступает фаза рефлексии и обсуждения с тем, кто тебя "ведёт" и обнаруживается масса возможностей, которые не видны самому человеку. Значит ли это, что человек неумный? Нет. Значит ли это, что некомпетентный? Нет. Это значит, что он не подозревает, что его восприятие запрограммировано скрытыми сценариям и полностью или частично ими управляемо-так возникает "узкий" сектор восприятия, автоматические, проактивные реакции, ошибки и искажения восприятия ситуации и отклонение от поставленной цели, а отсюда и разрушение карьеры, семьи, отношений.
Из практики известно: научился управлять собой — сможешь управлять другими. Так вот, управление собой начинается с умения вписываться в учебную рамку заданий. Таким образом, каждый раз прикладывая усилия к точному (с точки зрения выполняющего) выполнения заданий, которые постепенно усложняются, в сторону творчества и самостоятельного принятия решений, человек накапливает способность держать напряжение неопределённости и создать такой уровень усилий, который оптимален для решения задачи-так развивается Воля и Мудрость.
Ещё боль. Люди изменяют суть домашнего задания. Вот немножко так. Как удобно. Смотришь, а выполнил совершенно не то. Спрашиваешь, может не понял. Понял. А что же случилось? Человек отвечает, что посчитал, что так будет лучше, поэтому он изменил суть задания. Что ж… лучше может и будет для отработки других запросов, но не для этого… Как в такой ситуации быть? И почему она возникает? Вариантов не один. Возможно, клиент слабо отрефлексировал себя и не подумал какие вопросы могут возникнуть, а когда приступил, возникло то, что не устраивает (глубинных мотивов то не видно). И это нормально. Здесь важно создать доверительный контакт такой глубины, чтобы силы отталкивания, стали меньше сил притягивания-и тогда-изменилось что-то-напиши и сверься, согласуй как выполнять и продолжи. А так, представьте, вам учитель по математике дал задание, а вы самовольно изменили условия-двойка обеспечена. Но самое нехорошее здесь — это избегание (от скрытой неосознаваемой внутренней боли) через рационализацию-через маски и самообман.
Можно посмотреть на это ещё, с точки зрения проработки собственного эго терапевта)), бывает, что консультируемый говорит, что он сам все знает и что говорит терапевт, он уже прочитал все в книжках (убегание через рационализацию), на форумах и вообще это не помогает (отрицание, обесценивание). Ну в таких случаях, здорово бы помочь человеку осознать убегания и защиты, если клиент на контакте и процесс терапии продолжается. Ну, а если нет, то ничего не поделать, отпустить и ждать, когда консультируемый вернётся, они всегда возвращаются…
А какие боли и печали есть у вас, как консультантов и терапевтов?