Более 20 лет в МГППУ обучаются студенты с инвалидностью, поступающие как на места, выделенные по квоте, так и участвующие в общем конкурсном отборе среди абитуриентов. В течение последних пяти лет ежегодно студентами становятся более 40–45 абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. В 2019–2020 учебном году в инклюзивных группах университета обучается 200 студентов с инвалидностью. Для каждого из них создаётся дружественная и доступная образовательная среда. Очень важно, чтобы студенты, не ограничиваясь профессиональными компетенциями, развивали научное мышление и формировали свою собственную траекторию роста в соответствии с личными интересами и планами на будущее.
МГППУ является лидером среди вузов РФ по количеству (более 4%), которую составляют студенты с инвалидностью от общего числа студентов университета. И значительную часть среди них занимают студенты с инвалидностью по зрению.
Безусловно, решающим фактором при получении высшего образования является возможность успешного трудоустройства. Практически все они успешно трудоустраиваются или продолжают обучение. Бакалавры становятся магистрами, а магистры аспирантами. Соотношение между трудоустроенными студентами и продолжающими обучение 50% на 50% (данные за 2019 г.).
У факультета МГППУ "Информационные технологии" проектно-ориентированный подход в обучении студентов с инвалидностью. Факультет "Информационные технологии" МГППУ имеет богатый опыт работы с подобными студентами, составляющими около 30% списочного состава обучающихся. Факультет готовит специалистов, занимающихся созданием, сопровождением и использованием прикладных программных и информационных систем, обработкой и анализом экспериментальных данных, умеющих грамотно применять методы математического моделирования для решения прикладных задач, а также режиссёров мультимедиа, осуществляющих полный цикл по созданию документального и игрового кино, мультипликационных фильмов.
Одним из основных направлений организации процесса обучения студентов с инвалидностью на факультете является активное привлечение их в рамках курсовых и дипломных проектов к разработке и внедрению в учебный процесс новых технических, программных средств и технологий обучения, поскольку они, учитывая нахождение в рамках учебного учреждения, могут выступать не только в роли разработчика, но и в роли пользователя и оценивать в качестве экспертов полученные результаты. И также особое место среди них занимают студенты с инвалидностью по зрению.
Занимаясь научными исследованиями, проектируя новые устройства, разрабатывая программное обеспечение, системы навигации, студенты с инвалидностью по зрению помогают в первую очередь себе. Если, работая над курсовым или дипломным проектом, студенты, как правило, справляются с заданием самостоятельно, то принимая участие в серьёзных научных разработках, они вводятся в состав рабочей группы и успешно адаптируются в условиях совместного коллективного творчества.
Проектно-ориентированный характер обучения студентов, участие в решении актуальных практических задач обеспечивает студентам с инвалидностью высокое качество подготовки посредством приобретения опыта работы в реальной профессиональной среде. Кроме того, это даёт студентам с инвалидностью возможность публиковать свои научные статьи в рецензируемых журналах, участвовать в российских олимпиадах, отечественных и зарубежных научных конференциях, внедрять и реально использовать в учреждениях и организациях различного профиля разработанные ими программные продукты.
Для студентов с инвалидностью по зрению большое значение имеет привлечение к наиболее актуальным на сегодняшний день конкретным разработкам, таким как:
- адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS);
- конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий;
- система "Гиперсаунд" для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;
- специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения;
- разработка проекта и ключевых компонентов программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего восприятие плоскопечатных текстов незрячими студентами;
- разработка программных и программно-аппаратных комплексов, способствующих улучшению интеграции лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду;
- диагностика и адаптивное обучение операторов роботов/беспилотных летательных аппаратов и др.
Работа студентов над проектами индивидуально или в составе группы под руководством опытных преподавателей, имеющих богатый научный и практический опыт, способствует повышению эффективности процесса обучения, снижает риски разочарования в собственных силах, помогает адаптироваться в условиях высшей школы, научного сообщества, проектной организации или предприятия за счёт решения реальных практических задач, максимально приближённых по содержанию к тому, с чем приходится иметь дело в процессе трудовой деятельности.
Студенты с глубоким нарушением зрения составляют сложную для обучения в вузе нозологическую группу. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой современным студентом информации поступает через зрительный канал. Обычные плоскопечатные учебники, учебные пособия, презентации, учебные фильмы, записи на доске — все эти формы представления информации недоступны для восприятия студентами с глубоким нарушением зрения. При реализации инклюзивной формы получения высшего профессионального образования лицами с нарушением зрения следует учитывать, что эта нозологическая группа не является однородной, а распадается на две категории — слепые и слабовидящие. Методики обучения студентов этих категорий, имея общую направленность, отличаются в некоторых аспектах и, в частности, опираются на использование различных тифлотехнических устройств. В 2016 году в рамках выполнения государственного задания в целях обеспечения комфортных условий эффективного образовательного процесса для студентов с глубоким нарушением зрения на базе факультета "Информационные технологии" (далее факультет ИТ) началось создание Модельного образца специальных образовательных условий для студентов с нарушениями зрения (МО СОУ), который стал экспериментальной образовательной площадкой для преподавателей и сотрудников образовательных организаций РФ.
МО СОУ обеспечил создание современной тифлотипографии для действующей в университете учебно-производственной лаборатории технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультета "Информационные технологии" (далее — лаборатория). Это помогло ей сделать большой качественный скачок в своём развитии и стать, по сути, центром коллективного пользования для студентов с инвалидностью по зрению и вузов-партнёров РУМЦ МГППУ. Значительно выросла производительность труда сотрудников, увеличился спектр выпускаемых учебных и методических пособий. По оснащённости специальным тифлотехническим оборудованием наш университет стоит в одном ряду с ведущими российскими и зарубежными высшими учебными заведениями, дающими конкурентоспособное профессиональное образование незрячим и слабовидящим.
На занятиях и экскурсиях слушатели курсов повышения квалификации, представители государственных и общественных организаций, студенты и представители коммерческих структур знакомятся с особенностями организации образовательного процесса студентов с инвалидностью по зрению, возможностью создания учебников и различных учебно-методических и дидактических пособий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, пробуют свои силы в проектировании подобных образовательных центров.
Интересные цветовые решения дизайнеров, вызывающие одобрение гостей факультета, стали для наших студентов уже привычными. Удобные зоны отдыха, возможность свободного самостоятельного перемещения по коридорам и свободным пространствам, помогают быстрой адаптации новичков. К хорошему привыкают быстро.
Ежегодно на факультете ИТ обучается более 20 студентов с инвалидностью по зрению. Но, далеко не все выпускники школ с нарушениями зрения могут читать брайлевские тексты, работать на брайлевском дисплее или портативном компьютере с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи ElBraille-W14J G1, пользоваться специальными программами невизуального доступа к информации, программами-синтезаторами речи и другими техническими средствами приёма-передачи, в том числе и учебной информации. Поэтому огромное внимание уделяется подготовке инструкций по использованию специальных технических и программных средств. Эти материалы очень востребованы пользователями подобной техники. Прежде, чем предоставить возможность студентам или сотрудникам работать на специализированном оборудовании, с ними проводятся индивидуальные или групповые занятия (малыми группами).
Учебными планами факультета предусмотрено проведение специальных занятий. Добавлен адаптационный модуль, включающий следующие факультативные дисциплины, обусловленные нозологией:
- "Система рельефно-точечных обозначений Л. Брайля",
- "Современные компьютерные тифлотехнологии",
- "Специальные информационные технологии".
Новые технологии привлекают внимание и обычных студентов. Некоторые из них с интересом изучают шрифт Брайля, учатся работать на специальном оборудовании. В будущем они станут отличными волонтёрами и смогут помогать вновь поступившим студентам.
Наши студенты с инвалидностью по зрению с особым удовольствием занимаются в специализированной аудитории, оснащённой по последнему слову техники тифлотехническим оборудованием и специальными программными средствами. После занятий они часто остаются для самостоятельной работы, т.к. у подавляющего большинства дома такой возможности нет.
В настоящее время студенты первого и второго курса практически полностью обеспечены специальными учебными пособиями. Только в 2019 году было подготовлено, распечатано, сброшюровано и выдано студентам с нарушениями зрения около 140 экземпляров по математическим дисциплинам и физике (34 наименования по 3–4 экземпляра одного наименования). Для студентов 3–4 курсов около 20 экземпляров по 4 наименованиям специальных дисциплин.
Кроме этого, было создано три уникальных рельефно-графических альбома по физике, теории множеств, геометрии.
Как показывает практика, успеваемость студентов с нарушениями зрения выше, чем у обычных студентов. Это уже никого не удивляет. Стремление к получению хорошего образования, успешная учебная и производственная практика, формируют специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда.
Интеграция образования и науки на факультете ИТ наиболее полно проявляется при проведении научных разработок и консультаций в области компьютерного моделирования и анализа данных в психологии и смежных дисциплинах по заявкам профильных организаций, в том числе разработках психологических тренажёров, методов психологической и медицинской диагностики, методов моделирования исследуемых явлений и процессов (опирающихся на дифференциальные уравнения, статистические и имитационные модели, нейронные сети, клеточные автоматы и т.д.), методов идентификации моделей и методов анализа данных, а также разработке новых наукоёмких технологий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Публичные выступления и участие в различных конкурсах командных и индивидуальных научных и творческих проектов не только регионального, но и всероссийского и международного уровня, таких как Всероссийские выставки научно-технического творчества молодёжи, международные конференции и конкурсы. Например, Всероссийские конкурсы студенческих проектов "Профессиональное завтра" с участием студентов с инвалидностью, конкурсы-фестивали молодых режиссёров "Колесо", "Святая Анна" и др., Международные конференции "Новые информационные технологии", Международные научные конференции Condition Monitoring в Великобритании и Life IT, в Германии, Международные Форумы и др. Признание заслуг и достижений даёт возможность студентам с инвалидностью почувствовать уверенность в себе и занять достойное место среди коллег в избранной области профессиональной деятельности.
Сотворчество всех сотрудников университета направлено на дальнейшее развитие многокомпонентной доступной среды. Архитектурные особенности, универсальный дизайн, подготовленный к работе со студентами имеющих инвалидность профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав, информационная доступность, электронная образовательная среда, ежегодно улучшающаяся обеспеченность специальными техническими и программным средствами, учебниками и учебно-методическими пособиями, эффективные технологии профориентационной работы, развивающееся волонтёрское движение, привлечение студентов с инвалидностью к научной и проектной деятельности формируют специалиста будущего, способного решать самые сложные задачи.
Авторы:
- Рубцов В.В. — доктор психологических наук, профессор, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, академик Российской академии образования, президент Федерации психологов образования России, член Президиума ФУМО ВО "Образование и педагогические науки",заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;
- Куравский Л.С. — декан факультета "Информационные технологии" МГППУ, заведующий кафедрой "Прикладная информатика и мультимедийные технологии" факультета "Информационные технологии", доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования; медаль К.Д. Ушинского; Почётный доктор наук Московского государственного психолого-педагогического университета, Почётный работник науки и техники Российской Федерации;
- Васина Л.Г. — ведущий специалист центра коллективного пользования РУМЦ МГППУ;
- Соколов В.В. — заведующий лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения факультета информационных технологий.