В предыдущей статье обсуждалось про то, как дизайн-мышление помогает увеличить эффективность, личную и проекта.
Сегодня продолжаем знакомиться с этой креативной технологией, и разбираем из каких основных компонент эта технология состоит.
Итак:
Сбор информации
- Тщательное исследование контекста и требований стейкхолдеров (заинтересованных лиц) для получения глубокого понимания всех вопросов, ограничений, конфликтов проблемы. Изучение истории и прецедентов, которые могут быть применимы к проблеме.
- Проведение эффективных интервью, проведение мини-этнографии, консультации с экспертами для ускорения понимания.
Все эти данные могут обеспечить более обширный бэкграунд для проведения дизайн-исследования и уже на этом этапе приводят к генерации новых идей.
Анализ проблемы и её определение
Тщательный анализ необходим, чтобы обеспечить идентификацию наиболее острых проблем, которые могут быть замаскированы из-за спешного, поверхностного однобокого восприятия проблемы.
Задайте вопросы:
"Что воспринимается как статус-кво?"
"Какие существуют изначальные установки и предубеждения?"
… и затем проведите рефрейминг проблемы.
Анализ также является существенной предваряющей частью для мозгового штурма. Анализ ведёт к ясному, последовательному и чёткому видению проблемы с разных и перспектив.
Генерация идей
Мозговой штурм и креативная сессия для генерации как можно большего количества идей — хороших, плохих и отвратительных. Нормальное, если процессы анализа и генерации идей будут вестись параллельно, тогда эти процессы смогут взаимно обогащать друг друга.
Синтез через моделирование
Отберите лучшие идеи и перенесите их на более высокий уровень реализации и детализации через создание серии альтернативных прототипов, моделей, эскизных решений.
Эти модели необходимы не только для хорошей симуляции предлагаемого решения, но, что более важно, могут и должны дать возможность манипулировать с моделью, экспериментировать и даже играться. В любом случае, вне зависимости от успеха или провала предложенного решения, наиважнейшим является обучение и исследование.
Критическая оценка
На этом ключевом этапе тестирования моделей возникает возможность сделать решение или проект лучше, проверить концепцию или решение на соответствие обозначенной проблеме, соотнося с критическими оценками от стейкхолдеров, коллег и независимых экспертов.
Обратная связь от стейкхолдеров наиболее необходима для создания прорывных решений.
Примите с благодарностью конструктивную критику из любого источника, внесите изменения в модель с сохранением стержня идеи, и проведите новое тестирование!
Хочу обратить внимание на то, что в разных источниках могут встречаться разные компоненты дизайн-мышления.
Например в одной из современных концепций дизайн-мышления, основанной на модели "двойного алмаза" (о нём я расскажу позднее) описаны следующие шаги / компоненты:
- эмпатия;
- фокусировка;
- генерация идей;
- выбор идей;
- прототипирование;
- тестирование.
На самом деле можно выполнить следующее сопоставление:
- Эмпатия — это сбор информации;
- Фокусировка — анализ проблемы и выявление наиболее острых, "злых" проблем (термин из дизайн-мышления)
- Генерация идей третьим пунктом.
- Выбор идей и прототипирование (объединил два пункта) — синтез идей через моделирование.
- Тестирование — критическая оценка.
Не обязательно начинать с первого этапа, а какие-то этапы можно и вовсе опускать. Фреймворк дизайн-мышления очень гибкий в этом плане и поэтому может быть легко адаптирован под разные проектные задачи.