Приходилось ли вам сталкиваться с бесполезностью тренингов? Проходят люди тренинг за тренингом, а перемен к лучшему у них никаких не происходит. Меняют тренеров на все более продвинутых — все равно ничего не происходит.
Или другой вот пример. Несмотря на скромные результаты своего дела, работники, когда их отправляют обучаться, говорят: Чему меня там могут научить? Я это все знаю! Ладно бы врали, от таких работников избавиться не жалко. Но ведь есть и другие: спроси их — все правильно ответят. Действительно знают, а нужного эффекта в работе нет!
В своё время меня заинтересовал вопрос: Почему при одинаковом обучении и уровне знаний люди в бизнесе и в жизни достигают столь разных результатов? Вместе где-то учились, сидели на одних и тех же семинарах, совместно делали выводы, горели идеей своего дела, а когда вышли в реальный бизнес… Один буквально за пару лет стал уверенным собственником и делает по два-три миллиона в месяц. А у другого — кислое лицо и рассказы о невезении. То ему не везёт с партнёрами, то его подставляют его же работники, то находятся враги и рушат ему хорошее дело. В общем, находится какая-то внешняя причина, которая разрушает его бизнес: нет нужных сумм наличности, нечистоплотные сотрудники, вероломные друзья-бизнесмены и прочее.
Сначала я думал, что это зависит от природы. Ну, то есть, для всего нужен талант. Присматриваюсь — нет, не проходит такая мысль. Ездят же в цирке медведи на велосипеде. Научились. А бизнес это такой же профессиональный навык, ему тоже можно научиться. Тем более что люди умнее животных и обучаются они легче. Возможно они не все прошедшие семинары станут финансовыми гениями, как Стив Джобс или как воротилы с Уолл Стрита, но ведь построить дело и зарабатывать на уровне середнячка у них тоже не получается. Не едут у них велосипеды, падают или еле плетутся!
Тогда-то я стал присматриваться и вникать в причину этого явления. В самом деле: почему? На тренинге у людей бывает такой душевный подъем, такая ясность. Кажется должны бы горы свернуть. С первых шагов в анализе этого явления столкнулся с широко распространённой идеей, которая объясняет причину их результативности. Малодушие и лень. Более успешные про них говорят: боятся люди взять на себя ответственность в нужное время, а когда насмеливаются — поезд уже ушёл. Поэтому-то они прошли мимо кассы и в результате от них сбежали толковые специалисты и через некоторое время отвернулись партнеры.
Находясь на волне успеха в это особенно легко и приятно верить. Чем чаще говоришь, тем больше начинаешь сам себя уважать. Но когда реально узнаешь людей потерпевших поражение, то без всяких усилий видишь, что многие из них порой предпочтительнее своих преуспевающих конкурентов. Просто у них в какой-то момент что-то не получилось.
Кроме того, если утверждение: "Не получается — значит сам виноват!" является истинным, то для чего же вообще нужно обучение?! Лепи эту формулировку к любому неуспеху и все дела. Не нужно ни в чем разбираться, не требуется ни во что вникать и анализировать! Сам виноват! — вот отличный ответ на все случаи жизни. С таким мировоззрением незаметно оказываешься в одной компании с мажорами, которым слепой случай или родня все выложили на блюдечке. И бороться за клиента, искать решения у них никогда не было нужды. Этот подход удобен и бизнес консультанту для самооправдания, но не годится для человека, который делает себя сам!
Практика бизнес-консультирования подсказала мне, что при формировании любой теоретической бизнес технологии авторы видят только верхушку айсберга. На его вершине блистают преуспевшие и остальные изучают их способы достижения цели. По наивности, мы предполагаем, что повторение их действий даст и нам примерно такие же результаты. Видится, что вот только повторим алгоритмы успешных бизнесменов и желательно поточнее, и придём к такому же успеху. Но сегодня я точно знаю, что это не так. Большинство людей потерпевших неудачу вели свой бизнес в полном соответствии с теорией успешных людей! И те, кто уже разочаровался в тренингах, это хорошо понимают. Они тотально разочаровываются в обучении потому, что теории не сработали. Среди последователей каждой золотой теории бизнеса неудачников даже не в разы, а на два-три порядка больше, чем тех, кто достиг успеха. Просто мы о них ничего не знаем. Кто об этом станет слушать? Да и не в интересах теоретиков и преподавателей рассказывать о том, как и у кого придуманная ими блестящая теория не сработала. На этом авторам не сделать деньги.
Что же выходит? Получается что мы изучаем "ущербные" теории, которые в жизни скорее бесполезны или приносят результат ничтожно малому числу их последователей? А бизнес-консультирование — это просто пересказ единичных случаев успеха? Получается правы те, кто говорят: Нас уже нечему учить, на тренингах нет ничего нового? И выходит правильно, что руководство от тренингов ничего не ждёт? Не совсем так. Все дело в опыте.
Почему же опыт так высоко ценят, что предпочитают опытного работника молодому студенту-отличнику? С некоторого уровня ответственных работников без опыта на должность вообще не принимают. Да потому, что опытный спец переработал теорию под свои личные данные! А новичку, пусть даже отличнику, ещё только предстоит это сделать. Как биатлонист подгоняет под себя длину лыж, составы смазки, высоту палок, приклад винтовки, одежду, обувь, предпочтительный тип ходьбы, так и бизнесмен подгоняет всю теорию бизнеса под свои личные возможности и свою бизнес-среду.
Никому из профессионалов не придёт в голову стырить винтовку чемпиона в надежде хорошо из неё отстреляться. Так и в бизнесе. Бизнесмен из всей теоретической базы должен "поставить руку" на свои личные, убойные приёмы, которые невозможно тупо скопировать. Они становятя как бы продолжением характера человека. Большая часть бизнесменов, которые никак не станут миллионерами, просто никак не могут подогнать теоретическое бизнес-снаряжение под свои индивидуальные возможности. В этом случае поиск новых знаний к успеху не приведёт. Те, кто утверждает: меня ничему не научить совершенно правы. Скорее всего они давно знают достаточно, осталось только провести подгонку бизнес снаряжения и опираться только на самое эффективное. Не на то что хвалят, не на то, что модно, а на то, что подходит именно для вас. На то, что уместно в вашей ситуации и вы действительно сможете это делать лучше других. Таким людям гораздо важнее не набирать новые знания, а подгонять уже известное под себя, т.е. ставить практический навык действовать по-новому.
Спортсмены ставят необходимые для рекордов навыки на тренировках. Они месяцами готовится для одного решающего выступления. Но победа спортсмена даёт ему лишь рейтинг и уважение. Профессиональный рост ему дают только постоянные тренировки. На них спортсмен много раз отрабатывает одно и то же движение, со страховкой, без опасности травмироваться, добиваясь безупречного исполнения и эффективности, чтобы потом блеснуть этим на соревнованиях. А вот бизнесмен вынужден все делать на живую, без страховки. И, вкладываясь в тот или иной бизнес, он рискует, не знает, получит ли результат. Иной раз на выяснение своего стиля уходят годы и теряются большие деньги.
И я подумал, как было бы здорово, если бы был такой же бизнес-тренажёр. Который помогал бы бизнесменам подготовится к важным для них событиям, как тренировки помогают спортсмену. На котором, в сжатое время любой желающий всего за несколько часов мог бы увидеть и осознать все свои недостатки и ограничения и выбрать наиболее эффективные для себя приёмы. Не вваливаясь в какое-то неперспективное дело, при этом ни с кем не ссорясь, не теряя ни друзей, ни капитал, не тратя в пустую годы жизни. Понять о самом себе нечто главное, как это понимает, например, спортсмен: мне надо поработать над выносливостью или над техникой спуска. И начинает занятия на спортивном тренажёре. Чтобы и бизнесмен, поработав на бизнес-тренажёре, понимал бы, что у него, например, слабое звено в презентация выгодных идей партнёрам и они не понимают перспектив его предложения. Или что он допускает ошибку в выборе критериев оценки эффективности на промежуточных операциях бизнес-процесса и поэтому исполнение заказов растягивается, а себестоимость растёт. Или что конкуренты используют его увлекающуюся натуру и разводят на сомнительные, но внешне очень привлекательные сделки, в которых он потом теряет, а не приобретает деньги. Или, наконец, что у него реально проблемы с организацией учёта и подчинённые просто воруют!
При этом важно чтобы сам процесс бизнес тренировки доставлял удовольствием и был максимально интересен. Чтобы после такого тренажёра шёл прилив энергии от того, что понял: надо делать так! Чтобы была возможность получить и наработать на тренировке какие-то фишки. Чтобы захотелось тут же попробовать на их практике. Я потратил на создание такого тренажёра восемь лет.
Возможно, вы тоже замечали, что у каждого человека есть некая незримая граница дохода, за которую ему никак не удаётся перейти? Какие бы усилия не предпринимал, какой объем труда на себя не взваливал и как бы не рисковал. Сегодня, поработав на бизнес-тренажёре несколько раз, можно без всякого риска точно определить что вас "не пускает" к бОльшим деньгам. Небольшая корректировка и вы преодолеете барьер, который перед вами поставила жизнь. Помните: Вы знаете достаточно теории! Научитесь использовать свои знания во время. Тренажёр вам в этом поможет.