В рамках проекта "Бизнес-среда" каждую неделю в "Точке кипения" собираются молодые предприниматели, которые учатся новому у опытных коллег. Так со своей лекцией, которая переросла в диалог, выступил бизнес-тренер Александр Боцура. Он рассказал то, о чём не пишут в учебниках по бизнесу, а подразумевают между строк. Почему нужно жертвовать, когда бизнес — это мечта и почему деньги — это ничто?
15 лет опыта: взлёты и падения
Александр Боцура является редким гостем проекта "Бизнес-среда", как сказал его организатор Иван Холодилин. Но, может быть, поэтому его лекция становится ценнее, и вы в этом убедитесь.
Бизнес-тренером Александр работает с 2001 года. Он не родился в Москве, но проработал там 13 лет в компании Advance Group. С 2013 года Александр решил пойти своим путём.
За время работы в Москве чувствовал себя боингом, взятым в лизинг. В компании, где он работал, был очень грамотный менеджмент, потому "боинг" был всё время в полёте. За год у него было до 200 тренинговых днй, что дало колоссальный опыт. Александр проводил тренинги в крупнейших российских компаниях и в западных, представленных в России. С другой стороны, накопилась усталость. Когда проведение тренингов на потоке, то ты не знаешь, какие изменения происходят в работе тех сотрудников, которые прошли обучение. Это и стало основной причиной, почему Александр Боцура переключился на работу с компаниями малого и среднего бизнеса и перенёс свою профессиональную активность в регионы.
Ещё работая в Москве, Александр Боцура начинал "заходить" в дальневосточный регион, но более основательно стал работать здесь с 2013 года. Часто по работе он бывал в Хабаровске, на Сахалине, в Петропавловске-Камчатском, Владивостоке и даже в Магадане.
За шесть лет работы на Дальнем Востоке, Александр понял, как тут работает малый и средний бизнес. Иллюзии, которые сформировались в Москве, рухнули в одночасье. Здесь бизнес строится на других опорных точках — например, пришлось пересмотреть стратегии продаж, потому что есть такое понятие, как "сарафанное радио". Если ты блестяще провёл обучение в компании, то после этого тебя позовут туда второй раз и заинтересуются другие.
Во многих крупных компаниях обучение часто носит формальных характер, а на Дальнем Востоке и в других регионах, в небольших компаниях отношение к этому другое. Помимо проведения тренингов разрабатывается и реализуется система посттренинговой поддержки для успешного интегрирования изученных навыков в повседневную профессиональную леятельность.
Три коня в арсенале
Александр Боцура называет три направления в обучении, на которых он специализируется. Во-первых, это система тренингов по навыкам коммуникации, но не в том виде, которая она представлена другими тренерами, а это некая философия бизнеса, предтеча управленческих навыков. Эти навыки помогают сформировать новый образ мышления.
Для руководителей бизнеса коммуникация это основа процесса управления. Коммуникация руководителя принизывает все виды его деятельности: планирование, организацию и контроль, управление персоналом, поэтому по важности её можно сравнить с сердечно-сосудистой системой в организме, которая снабжает кислородом все органы.
Во-вторых, это управленческие навыки, и третий по популярности запрос — стратегические сессии, которые учат бизнесменов видеть развитие компании в будущем. Если не понимать, какой должна быть компания через несколько лет, то не поймёшь, какой путь нужно пройти. Раньше это звучало на уровне общих слов, на которые никто не обращал внимание. Сейчас пришло понимание, что на стратегических сессиях разрабатываются важнейшие инструменты, позволяющие огранизовать эффективное управление всеми процессами в организации для достижения поставленных целей.
Главный вопрос о мечте
Александр Боцура обратил особое внимание на то, стоит ли вообще заниматься бизнесом. Любое стоящее дело начинается с мечты. Все люди мечтают, но почему только 20% людей реализуют свои великие мечты, а остальные нет? Большинство из них не поднимаются с дивана, и продолжают ждать подходящего момента, откладывая начало реализации на потом и бесполезно тратя время на бесплодные мечтания.
Он отмечает, что когда наступил момент реализовывать мечту, то практически все забывают об одном условии, что человек до того, как начнёт реализовывать свою мечту, должен заплатить ту цену, которая будет адекватна этой мечте. Заплатить её нужно до того, как что-то предпримешь. Чем выше задумка, тем больше цена, которую ты должен заплатить.
Александр Боцура обращает внимание, что если вас захватила потрясающая, невероятная по сложности идея, то нужно быть фанатично преданным ей и тогда на какой-то период на второй план уходит все остальное, в том числе семья и личная жизнь. Потому что ты думаешь только об одном. Усидеть на двух стульях, как правило, не получается, и тогда приходится проститься с мечтой, что сродни измены самому себе.
Только два пути
Бизнес — это математика, где руководитель должен уметь анализировать всё. Александр рассказывает историю из своей жизни, которая научила его тому, что деньги ничего не значат:
— У меня был эпизод, когда я окончил институт, и у моего однокурсника появилась машина, что по тем временам было роскошью. Я встретил мудрого человека, коих мы, кстати, не замечаем. Мудрецы всегда рядом с нами, но мы проходим мимо них. Это может быть ребёнок, начальник, подчинённый, да кто угодно! Я его спрашиваю: "Почему у моего однокурсника есть машина, а у меня нет?". Он мне ответил очень просто, но непонятно: "У тебя ничего нет и не будет, потому что ты любишь деньги". Я подумал тогда: "Надо быть идиотом, чтобы их не любить". Прошло время, и мы встретились опять и я понял, что он имел в виду — в жизни есть вещи важнее, чем деньги. Деньги — это ресурс, Изначальна идея, деньги-один из резурсов, необходимых чтобы её реализовать. То есть на вопрос "Почему у меня нет денег?" следует отвечать: "Потому, что у тебя нет идеи". Деньги приходят только к идейным людям.
— Что появилось первым — яйцо или курица? — комментарий из зала натолкнул спикера на новую мысль.
Что появляется первым: идея или бизнес? Ответа, как и пути, всего два. Первый — прежде чем начинать дело, сначала учишься. Большинство, по мнению Александра, идут вторым путём — делают свой бизнес "на коленке", когда человеку надоедает работать на кого-то, и он решает заработать денег. Здесь всё может получиться, но как только наступит первый кризис, все проблемы и ошибки выплывут наружу и бизнес сворачивается.
Важно отвечать на правильные вопросы в начале любого из путей — какова ваша миссия? Если не отвечать на него, то человек будет действовать опытным путём. Александр Боцура приводит простой пример: "Так отношения выстраивают молодые люди. Одна девушка, другая, третья… А кого ты ищешь? Опытный путь — это море наслаждения, но бывают и последствия, с которыми как-то потом надо будет жить".
Поэтому прежде, чем браться за дело и открывать свой бизнес, нужно хорошо обдумать все нюансы и потери, с которыми столкнёшься.
Ещё три мысли от Александра для бизнесменов:
- В команде должен быть баланс между опытными сотрудниками и молодыми. Как правило, опытные — это узкие специалисты, а всю работу выполняют молодые люди, которые действуют, как моторчики, и легче поддаются влиянию.
- Нельзя обманывать сотрудников. Если вы пообещали морковку, то нужно ему эту морковку дать. Если вы обещаете карьерный рост, то должны его обеспечить. Если не выполните свои обещания, то об этом узнают все сотрудники, и это будет демотивация всего коллектива.
- В людей надо верить. Если вы не будете верить, что каждый из ваших сотрудников талантлив и способен на подвиг, то в управлении персоналом мало что получится.
Таким образом, бизнес-встреча прошла на необычном философском уровне. А те, кто досидели до конца разговора, получили рабочий телефон Александра Боцуры и возможность бесплатной консультации. Это ли не полезная помощь?