Все тренинги, семинары, курсы, бизнес, образование, обучение

ВсеТренинги.ру

 Афиша бизнес-мероприятий

в Москве↓
  • Москва
  • Новосибирск
  • Санкт-Петербург
  • Красноярск
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Нижний Новгород
  • Краснодар
  • Казань
  • …
  • Все города →
  • Абакан
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Байкал
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Геленджик
  • Горный Алтай
  • Грозный
  • Дзержинск
  • Екатеринбург
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Кавказские Минеральные Воды
  • Казань
  • Калининград
  • Калмыкия
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Махачкала
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Находка
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Республика Тыва
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Сарапул
  • Саратов
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Снежинск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сызрань
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Хакасия
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черноморское побережье
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Запорожье
  • Каменец-Подольский
  • Киев
  • Луганск
  • Львов
  • Мариуполь
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Актау
  • Алматы
  • Атырау
  • Караганда
  • Костанай
  • Нур-Султан
  • Павлодар
  • Усть-Каменогорск
  • Шымкент
  • Брест
  • Витебск
  • Гомель
  • Гродно
  • Минск
  • Могилёв
  • Ташкент
  • Абхазия
  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Бельгия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Вьетнам
  • Германия
  • Голландия
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Египет
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Латвия
  • Литва
  • Лондон
  • Малайзия
  • Мексика
  • Молдавия
  • Непал
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Сербия
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • США
  • Таиланд
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Уругвай
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри Ланка
  • Эстония
  • Япония
Войти↓
Войти через:   
Забыли?
Регистрация

Тренинги и специалисты

  • Расписание тренингов
  • Тренинговые компании
  • Все тренеры
  • Направления тренингов
  • Бизнес-консультанты
  • Дистанционное обучение
  • Корпоративное обучение и услуги

Библиотека

  • Новости
  • Статьи

Организаторам

  • Начать работу с порталом
  • Размещение на портале
  • Аренда залов
  • Статистика портала
  • Контакты портала
↑ Наверх

Содержание

Похожие статьи
Статьи этого автора 3
Организационная информация
Контактная информация
Фотоальбомы 
Видео 
Расписание 
Статьи по теме 
Новости 
Оценки и отзывы 
Смотрите также
Самосовершенствование психолога

Корпоративное обучение и услуги

Психодинамический психолог глубинно-ориентированного направления в психотерапии. Индивидуальное консультирование 
Юные, но взрослые. Очная группа для участников от 18 до 23 лет 
Тимбилдинг "Эффективная команда" 
Курс "Бустим скиллы: марафон топ команды" 
Корпоративный университет MBA по подписке. Безлимитная подписка на курсы бизнес-образования и программы MBA в онлайн-формате для сотрудников вашей компании 
Тренинг: "B2B-продажи нового уровня: SPIN-технология прибыльных сделок" 
4К — карьерное консультирование Каневской для корпораций 
Проектная психология — эффективная работа с проектами и людьми 
Тренинг "Оптовая продажа строительных материалов в ПГС (промышленном и гражданском строительстве)" 
Тренинг по продажам, для торговых представителей b2b рынка 
Современные техники продаж и коммуникаций 
Тестирование jobEQ лидерских и управленческих качеств собственников и руководителей 
Программа "Лестница" — системное развитие сотрудников и кадровый резерв для бизнеса 
Диагностика бизнес-модели предприятия "Эволюция". Курс и проект одновременно 
Психология продаж — создаём команду, которая продаёт с уверенностью 
Тренинг по навыкам переговоров: "Переговорщик PRO: как побеждать, сохраняя отношения" 
Стратегическая сессия 
Современный русский язык для делового человека 
Экспресс-диагностика бизнеса за 3 дня 
Мастерство продаж в сегментах Люкс и Премиум 
Управление бизнес-процессами в организациях: порядок описания и внедрения 
Самоокупаемая Программа обучения руководителей. ROI > 400%. Как стать эффективным руководителем и лидером 
Эффективное управление проектами. Проектное мышление 
Эффективное обслуживание VIP-клиентов, или Высокие отношения 
Продажи. Ораторское искусство. Публичные выступления. Переговоры. Корпоративное обучение 
Эффективный коучинг 
Системное мышление, структурирование информации и принятие управленческих решений 
Эффективные продажи в B2B-сегменте 
Модульная Программа "Владельческая эффективность, преемственность & Corporate Governance" 
Тренинг-практикум: искусство работы с искусственным интеллектом. От теории к практике: как использовать ИИ для повышения эффективности 
Командное лидерство. Формирование и сплочение команды 
"Управление изменениями". Корпоративный Тренинг для руководителей 
Новый пакет индивидуального обучения боевому НЛП 
Описание и оптимизация бизнес-процессов 
Все предложения

Рекомендуем посетить

  • 21-й Всероссийский ежегодный конкурс "Тренерское мастерство"
Статьи →

Самосовершенствование психолога

19117 просмотров

В Психологическом словаре понятия "самосовершенствование" почему-то нет. Есть самовыражение, самоконтроль, самосознание, саморегуляция, самоуничежение и даже самоубийство. Всего в словаре 53 понятия "само…".

Наиболее близким по смыслу, по моему мнению, есть понятие саморазвитие. Это рост Я, движение к эмоциональной и когнитивной деятельности. Также интересен мне показался следующий аспект. Прежде, чем человек приступит к самосовершенствованию, он должен самоопределиться. Из словаря социологии: Самоопределение (англ. self-determination) — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы…

Занимая определённую позицию, предвосхищая своё будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием.

Вообще, можно выделить два основных направления ("вектора") профессионального самосовершенствования психолога:

  1. Постоянное улучшение своей работы, что, в свою очередь, предполагает:
    • решение проблем клиентов (в идеале — формирование у клиентов готовности к самостоятельному решению своих проблем);
    • разработку новых методов работы;
    • формирование в самом себе готовности к решению всё более и более сложных (и интересных) психологических проблем, то есть развитие себя как профессионала и т.п.
  2. Личностное развитие и саморазвитие в профессии.

Сама профессиональная деятельность понимается тут как одно из важных условий реализации и развития лучших творческих возможностей человека. При этом профессия "психолог" даёт для этого особые возможности и перспективы, и не использовать их глупо.

На высших уровнях своего проявления и профессиональная, и жизненная, и личностная линии развития взаимопроникают и дополняют друг друга.

Развитие субъекта профессионального самоопределения, в данном случае — психолога-профессионала, неизбежно проходит через кризисы, которые ещё предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирования субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые "качества"), сколько морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

В связи с этим возникают даже несколько парадоксальные ситуации:

Первая такая ситуация связана с часто возникающей необходимостью психолога сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении и в психологии карьеры требование всегда учитывать желания самоопределяющегося человека.

Другая ситуация связана с необходимостью отказываться от учёта имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей. Поскольку способности не только меняются сами в ходе развития самоопределяющегося человека, но и изменяются им самим (или с помощью своих друзей и преподавателей) произвольно, то традиционное "могу" также ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассуждениях на "морально-волевую" составляющую субъектности, то должны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся способностей ("могу") в результате волевых усилий развивающегося субъекта профессионального самоопределения.

Сомнения вызывает и традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении "надо", то есть учёт потребности общества ("рынка труда") в данной профессии в том, какой она "должна быть". Неясно, кто определяет это "надо", и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами. Но можно предположить, что развитый субъект самоопределения должен самостоятельно определять, что является "должным" и "сущностным" как для своего собственного развития, так и для развития общества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру "рынка труда" и имеющиеся общественные предрассудки. Всё это также предполагает у психолога (а также и у самоопределяющегося студента) развитую волю, то есть его готовность самостоятельно ориентироваться в общественных процессах, преодолевая стереотипы общественного сознания.

Что касается студентов-психологов, то процесс активизации размышлений над вышеописанными проблемами предполагает особое участие в этом преподавателей и научных руководителей, однако студенту-психологу необходимо прежде всего самому ставить перед собой подобные вопросы и пытаться искать на них ответы. Если же студент находит среди преподавателей настоящего учителя, то между ними могут возникать интересные диалоги. При этом поначалу инициатива может исходить от преподавателя, который фактически превращается в профконсультанта, помогающего будущему психологу выстраивать перспективы своего профессионального и личностного развития. Такая помощь преподавателя-консультанта (или научного руководителя) предполагает у него развитую профессиональную этику, то есть сведение к минимуму манипуляцию сознанием студента. Но реально вообще отказаться от манипуляции невозможно, например, немало ситуаций, когда "разочаровавшийся" во всём и вся студент-психолог просто неопытен или находится в состоянии аффекта. В этих и подобных случаях определённая ответственность за принятие решений ложится на научного руководителя, и тогда неизбежными становятся "субъект-объектные" отношения между ним и студентом. Но и здесь возникает парадоксальная ситуация: преподаватель-профконсультант может и не занимать активную позицию в своей работе, то есть он может отказаться от права быть полноценным субъектом своей профессиональной деятельности. На практике это не только возможно, но часто и делается.

Естественно, всё сказанное относится и к самому самоопределяющемуся студенту-психологу (тем более, что преподаватели и научные руководители, действительно, формально "не обязаны" выступать в роли таких "помощников" и "профконсультантов"). В немалой степени студент-психолог сам должен выступить по отношению к своим проблемам в роли такого "самому-себе-профконсультанта". Очень важно при этом быть готовым к преодолению внутреннего кризиса учебной деятельности.

Суть этого кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание этих противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются самоопределяющимся человеком (студентом или молодым психологом), а также осознаются всеми, кто стремится помочь психологу в его профессиональном становлении, тем в большей степени они становятся управляемыми.

Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:

  1. Противоречие между половым и социальным развитием человека (по Л.С. Выговскому).
  2. Противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б.Г. Ананьеву).
  3. Противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л.И. Божович, А.Н. Леонтьеву).
  4. Проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи).
  5. Кризисы идентичности (по Э. Эриксону).
  6. Кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между "реальным Я" и "идеальным Я" (по К. Роджерсу).
  7. Кризис между ориентацией на общепринятый "жизненный успех" и ориентацией на поиск уникального и неповторимого пути самосовершенствания (по А. Маслоу, В. Франклу, Э. Фромму, Ортеге-и-Гассетуащр).
  8. Кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б.Д. Эльконину).
  9. Кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии "хочу", "могу" и "надо" (по Е, А. Климову) и др.

Можно выстроить один из возможных вариантов "пространства" профессионального и личностного самоопределения, где условно выделяются следующие "координаты":

  1. По вертикали — линия ориентации самоопределяющегося человека (психолога) на "альтруизм" или на "эгоизм";
  2. По горизонтали — линия ориентации на "нормы обыденного сознания" (когда счастье и профессиональный "успех" выстраиваются но "готовому образцу") или ориентация на "уникальность" и "самобытность" (когда человек стремится прожить неповторимую и неповторяемую профессиональную жизнь).

Также можно обозначить разные линии профессионального развития, например, воспользоваться традиционно выделяемыми в профессиональном самоопределении профессиональные намерения ("хочу"), профессиональные возможности ("могу") и осознание потребности в данной профессиональной деятельности со стороны общества или объективной потребности для себя лично ("надо"). Тут речь всё-таки идёт о развивающихся и меняющихся "хочу", "могу" и "надо", а не о стабильных образованиях.

Ecть некоторое противоречие (рассогласование) в направленности "хочу" (больше ориентированной на "альтруизм"), с одной стороны, и, с другой стороны, "могу" и "надо", больше ориентированных на "уникальность", которая не всегда может соотноситься с "альтруистической" ориентацией (в этом примере ориентация на "уникальность" как бы "разрывается" между альтруистической и эгоистической ориентациями, что уже может породить некоторый внутренний конфликт). Кроме того, есть некоторое несоответствие самой величины векторов "могу" и "надо" (в этом примере "надо" имеет более выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ранее, рассогласованность "хочу", "могу" и "надо" неизбежно требует их коррекции и развития, а не просто "учёта" при планировании своих перспектив, как это делается в традиционных профориентационных подходах.

Грамотный и творческий психолог должен постоянно искать всё новые пути и варианты "пространств", отбирая для себя лишь самые подходящие направления своего развития. Эти направления также должны быть соотносимы с достойными целями и идеями.

Уже 0 голосов
Оцените статью
0
0
Автор
 Юлия Вячеславовна Полежаева (Санкт-Петербург, Москва).
Источник
Все Тренинги .ру.
Дата публикации
25 июля 2017.
Рубрики
Личная эффективность;
Тренинги для тренеров;
Проф. образование (ДПО и ДО).

Смотрите также

Направления
 Личная эффективность,   Тренинг тренеров.
Тренеры/консультанты
 Юлия Вячеславовна Полежаева.

Статьи автора

9-ть стратегий, которые управляют нами 
Юлия Вячеславовна Полежаева 

Как узнать всё о себе и окружающих? Как научиться доносить информацию так, чтобы было понятно с первого раза? Об этом сегодня и поговорим?

#Эннеаграмма ICE — это инструмент, который помогает читать людей, как открытую книгу. 9 #типов личности, которые основаны на на наших грехах. Да-да, именно на них… Читать дальше

0
Комментарии
0
7 ориентиров и 77 примеров создания УТП 
Юлия Вячеславовна Полежаева 

Эта статья подготовлена по материалам прекрасной книги Дениса Каплунова "Эффективное коммерческое предложение".

Напоминаем, что УТП по щелчку пальцев и "с воздуха" не создаётся. И все тут описанное — экспромт. И дополнительная пища для толковых, зрелых и сознательных размышлений.

Ориентир №1 — Чёткое… Читать дальше

0
Комментарии
0
Коучинг. Искусство задавать вопросы 
Юлия Вячеславовна Полежаева 

Часто дают такое определение коучингу: "Коучинг — это искусство задавать потрясающие вопросы". И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков — это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытыми. Используются с целью… Читать дальше

0
Комментарии
0

Читайте также

Геннадий Эль

Вся наша жизнь — множество игр. Выход из игры 

Любые процессы, которые происходят с человеком, можно назвать игрой.

Когда человек понимает, что находится в игре, то он играет в эту игру. Но если он не понимает, что это всего лишь игра, то тогда игра начинает управлять им. Как, скажем, шахматная фигура начинает управлять игроком. Это происходит… Читать дальше

1
Комментарии
0
Геннадий Эль

Природные приоритеты — нюансы женских и мужских профессий 

А есть ли различие между так называемыми мужскими и женскими профессиями или оно надуманное?

Различия, безусловно, существуют, ведь мужчины и женщины разнятся по конструкции не только тела, но и сознания. Помните, как объясняет Геннадий Эль в книге "Мужское и Женское. Вспомни Всё"? "Основное природное… Читать дальше

0
Комментарии
0
Геннадий Эль

Принять самого себя: простая техника. Что мешает принятию 

Как полностью признать и принять самого себя?

Этот основа работы с любой формой воспоминания.

Любой конфликт есть форма желания, с неё всё начинается. Проблема возникает именно тогда, когда наше желание не исполняется, и нам не нравится, что оно не исполнилось. Причиной всегда служит это желание… Читать дальше

0
Комментарии
0
Максим Без
(Самара)

7 шагов. Как безопасно сменить направление своего бизнеса или карьеры 

Будешь хорошо работать, честно трудиться, прикладывать массу усилий, и тебя ждёт успех

Верно?

С одной стороны, как будто бы верно.

А с другой стороны, задумайтесь над вопросом: а на кого вам предлагают работать — на себя или на компанию?

А куда прикладывать массу усилий?

А чей в итоге будет тот самый… Читать дальше

6
Комментарии
1

Комментарии и отзывы

  • ВКонтакте

МЕГА события  ↑

11.11.2025 Очный семинар "Эмоциональный интеллект — как понять себя и других"
13.11.2025 UX/UI 2025 Всероссийский форум по дизайну интерфейса и улучшению пользовательского опыта
17.11.2025 Ежегодная конференция и выставка TECH WEEK. Крупнейшее Мероприятие про искусственный интеллект и технологии в бизнесе
11.12.2025 BUSINESS FORCE 2025. ВЫСТАВКА-ФОРУМ
01.03.2026 21-й Всероссийский ежегодный конкурс "Тренерское мастерство"
Все МЕГА-события

ТОП-7 компаний

  1. Мастерская общения "Первый контакт"
  2. Тренинговый HR-центр КАУС — PRO
  3. Синергия "Центр Альтернатив"
  4. Психолог Ксения Сатонина
  5. Институт Разговорного Гипноза
  6. Русская Школа Управления
  7. РЭУ им. Г.В. Плеханова
Все компании

Популярные статьи

Буддийские ценности и принципы при построении корпоративной культуры 
Если внимательно изучить учение Будды, можно обнаружить глубокое соответствие между…
"Психология продаж". Секреты работы с клиентом на уровне мышления и понимания его внутреннего мира 
Все "наелись" тренингов по продажам и сотрудников тошнит от них. Знаете почему?…
Лидерство в духе времени: как удержать людей и зажечь команду 
Сегодня слово "лидерство" звучит особенно часто. Но что оно значит в контексте современного…
В больших делах пустяков нет или тайна десятого дома 
Вы хотите знать главную причину, по которой вас до сих пор не повысили? Ваш руководитель…
Все статьи 

Нашли ошибку?

Нашли опечатку, ошибку, неточность? Пожалуйста, выделите мышкой текст с ошибкой и нажмите [Ctrl] + [Enter] одновременно.

Яндекс.Метрика
18+
© Все Тренинги .ру, 2006—2025
  • О проекте
  • Размещение на портале
  • Контакты
  • Конфиденциальность
  • Идеи? Жалобы? Предложения?
  • ↑
  • Карта сайта­
  • Для правообладателей

Нам важно, чтобы введённые вами данные были достоверны. На телефон поступило SMS с кодом подтверждения. Введите этот код в форму ниже. Данную проверку нужно пройти всего один раз. Услуга бесплатна и доступна только для России.

Код из SMS
Получить код ещё раз
 

Здравствуйте! Меня зовут Александр ХОлопов, я основатель проекта "Все Тренинги .ру". Мы много работаем над порталом, стараясь сделать его удобным, информативным, эстетичным. Но совершенству нет предела, и если вы думаете, что здесь чего-то не хватает, или у вас есть идеи по улучшению сайта, поделитесь своими мыслями с нами. "Все Тренинги .ру" — это наш вклад в развитие мира. Если у вас есть пожелания, вопросы, жалобы, предложения — просто заполните предлагаемую форму, и мы обязательно их рассмотрим и ответим вам.

С уважением, основатель и руководитель портала — Александр ХОлопов
Предложения (идеи) по улучшению проекта Сообщить о новом тренинге или направлении Я нашёл ошибку в тексте Отзыв о проекте Помогите разобраться Жалоба основателю проекта


* Отправляя данные вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и ознакомлены с политикой конфиденциальности.
vsetreningi.ru/articles/samosovershenstvovanie_psihologa/
 
Сообщение об ошибке
Адрес страницы (URL)
Ваш комментарий *
E-mail для обратной связи *
* Отправляя данные вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и ознакомлены с политикой конфиденциальности.
Вопрос технического характера
 
Отправить Спасибо! Вы делаете портал лучше!   Отмена

Ваше имя *
Ваш телефон *
Ваш e-mail *
Ваши вопросы или предложения *

показать другие цифры Показать другие цифры
* Отправляя данные вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и ознакомлены с политикой конфиденциальности.
 
Спасибо за обратную связь. Вы делаете мир лучше.
Спасибо, что пользуетесь услугами портала.
Вы смогли дозвониться?

Насколько вы удовлетворены общением?