Ноябрь — самое время строить планы на следующий год. 2020-й показал нам, как быстро необходимо меняться и адаптироваться в современном мире. Портал "ВсеТренинги.ру" провёл опрос тренеров и организаторов — экспертов рынка бизнес-образования и выяснил, каким они видят 2021 год.
На рынок, несомненно, влияют внешние обстоятельства — законы, постановления, ограничения, экономическая обстановка.
Также влияние имеют потребители — их запросы на обучение, интересы, возможности.
Но не меньший вклад в тренды на рынке рынке бизнес-образования вносят те, кто проводят мероприятия, обучают, консультируют — бизнес-тренеры и тренинговые компании.
В данной статье мы познакомим вас с результатами опроса, проанализируем их и попробуем внести нотки определённости в наше ближайшее будущее.
Спрос на обучение
В первую очередь, мы спросили экспертов рынка об их ожиданиях от спроса на обучение.
42% опрошенных ожидают рост спроса несмотря на нестабильную обстановку и неопределённое будущее. 2020-й год показал, как важно адаптироваться под постоянные изменения среды и рынка. А адаптация невозможна без овладения новыми бизнес-навыками.
Респонденты, ожидающие сохранение спроса на прежнем уровне и, наоборот, его сокращение оказались примерно в равных долях — 26,1 и 27,5% соответственно. Очевидно, что ограничения 2020-го года отразились на экономике не лучшим образом, а отдалённые последствия самоизоляции не дают строить оптимистичных прогнозов.
Есть также мнения о том, что спрос повысится именно на онлайн-обучение.
Онлайн или офлайн? Спор продолжается…
После вынужденного перехода на "удаленку", многие впервые открыли для себя преимущества онлайн-образования. Сможет ли онлайн-образование вытеснить офлайн? Об этом мы спросили наших экспертов.
Лишь 3,4% опрошенных уверенно ответили "да". Подавляющее же большинство экспертов (72,5%) видят будущее за смешанной формой обучения. Мы согласны с тем, что далеко не все навыки можно передать дистанционно. Для наработки практики во многих областях необходимо живое присутствие.
А 23,3% респондентов считают, что полностью заменить офлайн-обучение дистанционным невозможно.
Готова ли ваша компания обучать онлайн?
Об этом мы спросили наших экспертов и получили следующие ответы.
73,9% опрошенных готовы обучать онлайн. 21% считают, что для передачи знаний нужно живое присутствие.
Остальные участники опроса поделились своим мнением в свободной форме.
"С одной стороны, все овладели Zoom, с другой — все так примитивно, потому что не было эволюционного развития, скачок формы без наполнения адекватным содержанием. В результате все считают, что после пандемии online останется для бедных, а богатые всегда будут учиться офлайн, потому что главное в обучении — это совместно создаваемое эмоциональное и интеллектуальное поле, на котором будут вызревать брошенные зерна", — пишет участник опроса.
"Готовы, но нужно время для перехода на полный онлайн + приучить клиентов "любить" этот формат", — было и такое мнение.
Бюджеты на обучение. Прогнозы и мнения
Сумбурный и непредсказуемый 2020-й подходит к концу, и сейчас многие компании закладывают бюджеты на следующий год. Найдётся ли там место для обучения? Мы спросили мнение наших экспертов
Больше половины опрошенных (55,1%) прогнозируют сокращение бюджетов на обучение. Непростая экономическая ситуация поставила многие компании на уровень выживания, и этом случае вопросы обучения сотрудников отходят на второй план.
Однако 23,2% опрошенных предположили рост бюджета на обучение. Как мы и говорили, новое время требует новых навыков.
20,3% опрошенных ожидают, что бюджеты на обучение останутся на прежнем уровне.
Мнение участника опроса:
"Деньги есть только у государственных организаций. Даже Роснефть отменила на 2020 год все повышение квалификации. Персонал повышает за свой счёт, значит берет что-то полезное. Семинары и тренинги с точки зрения сотрудников — это излишество. Только за свой счёт. За свой счёт покупаются только курсы".
Форматы обучения
- Более половины опрошенных (52%) предполагают, что самым популярным форматом станет короткий онлайн мастер-класс (вебинар на 1–3 ч).
- "Живые" онлайн-тренинги и марафоны, онлайн-курсы в записи и офлайн мастер-класс набрали примерно одинаковое количество голосов (33–36%).
- "Классические" двухдневные офлайн-тренинги и регулярные онлайн-клубы или мастер-группы набрали по 24,6% голосов.
- Наименьшую популярность прогнозируют длительным программам: на онлайн делают ставки 20%, офлайн — 8,7% опрошенных.
Таким образом, в прогнозах мы видим устойчивый тренд микро-обучение. Чем короче программа тем большую популярность ей прогнозируют. В условиях неопределённости ни компании, ни участники обучения не готовы включать в свои планы длительные программы.
Чему учить?
Продажи и переговоры, тренинги для руководителей, личная эффективность, дополнительное проф. образование — именно эти темы будут наиболее популярными по мнению экспертов рынка бизнес-образования. Данные варианты ответов получили от 53 до 60 процентов голосов (была возможность выбрать несколько вариантов ответов). Действительно, хорошие продажи — условие существования любого бизнеса (тренинги по продажам будут популярны по мнению 60% опрошенных). Данным процессом нужно уметь управлять в изменяющихся условиях, поэтому важны тренинги для руководителей (53,6%). В эпоху перемен необходимо развивать стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и прочие soft skills. Поэтому 53,6% опрошенных выбрали раздел "Личная эффективность". Ну и конечно, повышать квалификацию и осваивать новые навыки важно во все времена. Поэтому раздел с дополнительным профессиональным образованием видят популярным 55,1% опрошенных.
Чуть меньше участников опроса проголосовали за популярность маркетинга, PR и SMM в 2021 г. (44,9%), управления персоналом (39,1%), IT (37,7%), финансов (26,1%), бухгалтерии (17,4%), права — (5,8%).
Где люди будут искать информацию о тренингах и обучении?
С каждым годом растёт информационная нагрузка на человека. Чтобы пробиться к человеку через информационный шум, нужно все больше и больше времени и касаний. И здесь все средства хороши — и социальные сети, и рекомендации, и контекстная реклама, и тематические ресурсы. Среди ответов респондентов на наш опрос не было очевидных аутсайдеров, что говорит о том, что при наборе участников на тренинги необходимо комбинировать разные методы продвижения.
Более 80% опрошенных прогнозируют ведущую роль социальных сетей в поиске нового обучения. Однако поскольку человек чаще всего заходит в соц. сеть в первую очередь для отдыха и общения, необходимы и дополнительные каналы привлечения.
На рекомендации надеятся 60,9% участников опроса. "Сарафанное радио" способно приводить горячих клиентов, однако управлять им сложно, а масштабировать — ещё тяжелее.
Тематические ресурсы видят основным каналом привлечения почти половина опрошенных (47,8%).
Контекстную рекламу видят главным источником привлечения 39,1% опрошенных.
Какую главную тенденцию в запросе на обучение вы ощущаете в настоящее время?
Последний вопрос был задан в свободной форме, публикуем самые интересные ответы.
"Главная тенденция в том, что обучение переходит на онлайн-платформы, с минимумом живого общения. Всё общение с обучающимися происходят через мессенджеры и чат-боты".
"Тренеры бросились в онлайн, участники скучают по офлайн. Не верят в возможности онлайн обучения".
"Тренинги сейчас не так важны, как семинары для узких специалистов (например, строителей, юристов, horeca, по HACCP) и курсы и семинары по управлению для руководителей (Здесь вне конкуренции "Постановка задач и контроль исполнения"). Обучение по запросам. Сложные новые программы, типа комплаенса, Запрос на компьютерную грамотность в Excel (макросы, VBA), MS Project в формате семинаров. Может быть, это связано с тем, что люди стали более коммуникативны, они нуждаются в знаниях и конкретных skills, а не расплывчатом лидерстве, переговорах, управлении временем или стрессом".
"Soft skills, внедрение коучинговых инструментов в работу руководителя".
"Тенденция такая — быстро и с высоким результатом. Но эта тенденция будет меняться для тех, кто осознает, что чем больших результатов он хочет добиться, тем дольше и углублённей надо обучаться", — Михаил Тарасов.
"Разделение запросов поровну — кто то хочет только живой тренинг, кто-то просит живой тренинг провести в онлайн формате".
Выводы. Тренды 2021 г. на рынке бизнес-образования
На основании данного исследования мы выделили следующие тренды в прогнозах на 2021 г.
Спрос на обучение будет расти или как минимум останется на прежнем уровне. 68,1% опрошенных сходятся на этом.
При росте спроса на обучение большинство участников рынка (более 75%) не ожидают увеличения чеков и бюджетов на обучение. Напротив, более половины опрошенных прогнозируют сокращение бюджетов на обучение у компаний.
В связи с этим, эксперты рынка видят будущее за короткими практическими программами. "Живой" вебинар на 1–2 ч будет самым популярным форматом обучения в 2021 г. Чем длиннее программа, тем меньшее количество опрошенных видит её в фаворитах на будущий год.
При этом дистанционное обучение не сможет полностью вытеснить офлайн-образование. 95% опрошенных в этом уверены. Большинство также за микс онлайн и офлайн.
Почти ¾ компаний уже сейчас готовы обучать онлайн и их число будет расти.
Продажи и переговоры — наиболее популярная тематика тренингов по мнению 60,9% опрошенных.
Большинство экспертов рынка видит потенциал в привлечении клиентов на обучения в социальных сетях, но не отказывается и от других способов продвижения (тематические ресурсы, рекомендации, контекстная реклама).
Портал "ВсеТренинги.ру" благодарит всех участников опроса за ваши мнения и комментарии. Мы получили огромное удовольствие, обрабатывая ваши ответы:)
Вместе с вами мы внесли немного определённости в сумбурный и непредсказуемый 2020-й год.
Будем рады вашим комментариям и обратной связи!
И ждём вас на портале "ВсеТренинги.ру"!