Директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская в интервью о том, что такое бизнес-образование, почему это важно для карьерного роста и чем образование в России отличается от бизнес-образования за рубежом.
- Расскажите о тенденциях на рынке бизнес-образования в нашей стране?
— По нашим наблюдениям тенденции на рынке образования можно поделить на две категории: до кризиса 2008 года и после него.
В первой — ставку в образовании делали на эпатажность спикера, привлекали яркие личности, умеющие интересно рассказывать о чем-то новом и неизвестном. В этот же период наблюдалось активное проникновение западных бизнес-теорий на наш рынок.
Кризис изменил этот вектор на противоположный. Стало понятно, что в ситуации нестабильности важны не эпатаж и возможность блеснуть "про-западной" эрудированностью. На первый план вышли практические инструменты, которые эффективны именно у нас в России. Слушатели более придирчиво стали относиться к тому, что им преподают, насколько применимыми являются инструменты, о которых им рассказывают, и как быстро после внедрения можно будет получить первые результаты.
Все наши программы сфокусированы именно на таких, практических инструментах. А интенсивный формат обучения позволяет слушателям РШУ обрести нужные знания в приемлемые для бизнеса сроки.
— В чём разница бизнес-образования в России и США? Какую роль бизнес-образование играет в построении карьеры?
— Чтобы иметь возможность сравнить бизнес-образование в США и России, нужно проанализировать разницу на более ранних этапах образования. Выпускники европейских и американских ВУЗов имеют очень узкую специализацию. Однако практическая направленность их образования, в целом, очень высока.
Молодые люди, окончившие университеты, приходят на работу и сразу окунаются в бизнес-процесс и, что более важно, от специалистов сразу требуется отдача.
Не секрет, что наша система вузовской подготовки базируется на иных принципах. Наши студенты получают огромный пласт знаний (те, кто действительно учатся). Однако эти знания сильно теоретизированы. Студентов не обучают, как теорию можно применить на практике. Поэтому практику молодые специалисты в России "изучают" уже непосредственно после трудоустройства, на своём рабочем месте.
Что, в такой ситуации, значит бизнес-образование для западного специалиста? Престиж и следующий шаг в карьерном развитии.
В России бизнес-образование — это возможность, по сути, доучиться. Только уже не теории, а практике. Если высшие учебные заведения учат людей учиться, бизнес-школы учат людей работать и получать конкретный практический результат. И делать карьеру. Или создавать и развивать свой собственный бизнес.
— Как давно существует ваша Школа и какие у неё самые сильные стороны?
— Русская Школа Управления была создана в 2002 году консалтинговой компанией "Лекс". В качестве бизнес-идеи первоначально рассматривали возможность предоставлять консалтинговые услуги через краткосрочные тренинговые программы. Однако с течением времени эта идея трансформировалась в создание бизнес-школы как самостоятельной единицы. Сейчас, по прошествии более, чем 12 лет присутствия Школы на рынке, могу сказать, нам это в полной мере удалось.
Мы всегда стремились использовать инновационный подход во всем, что мы делаем. Так, РШУ стала первой бизнес-школой, активно продвигающей свои образовательные услуги в Интернете. Школа ведёт деятельность в различных регионах России. И нам важно было дать доступ к информации как можно более широкому кругу потенциальных слушателей. Причём, качественной информации. Также, мы были первой бизнес-школой, предложившей рынку формат Mini MBA. Это был 2003 год. Разработчиками программ по данному направлению стали преподаватели РШУ. Следующим нашим шагом стала разработка программ директорского формата. Первыми стали программы "Директор по персоналу" и "Финансовый директор". Директорский курс — это 6-дневный короткий курс с отрывом от производства.
— Есть ли у вас реальные кейсы, подтверждающие эффективность вашей работы?
— Таких кейсов существует достаточное количество. Это и "точечные" ситуации, которые разбираются в наших аудиториях. Эффективность нашей работы заключается здесь в предложении решения для конкретной проблемы. К примеру, несколько лет назад перед финансистами стояла проблема огромного потока документов. Специалисты просто не успевали его обрабатывать. Мы предложили выделить определённые дни для осуществления платёжных операций (вторник и пятница, к примеру). Мы сами применяем именно такую систему оплаты платежей. Решение нашим слушателям очень понравилось и многие стали использовать его в своих компаниях.
Это и отзывы наших слушателей. Причём, не только те, которые мы получаем сразу после завершения обучения. Но и отзывы, которые приходят к нам спустя какое-то время. В них люди делятся с нами своими карьерными и профессиональными успехами. Эта информация есть на нашем сайте.
Это и преподаватели, которые ранее являлись нашими слушателями. Накопив опыт и сделав карьеру, они возвращаются к нам, чтобы делиться знаниями теперь уже с новыми слушателями.
Как видите, эффективность нашей работы измеряется успехом наших слушателей. И для нас нет разницы глобальный этот успех или "точечный", если мы смогли помочь людям сделать ещё один шаг в их профессиональном развитии.
— Что самое важное в бизнес-образовании?
— В бизнесе есть только один значимый критерий — результат. Применительно к нашей Школе могу сказать, что для нас важно дать слушателям тот набор знаний и навыков, который сможет привести их к нужному результату в их деятельности.