Продолжаем разбираться с проблемой профессионального выгорания.
До этого в предыдущей статье разобрали эмоциональное выгорание, возникающее из-за нехватки энергии и времени и что необходимо делать, чтобы исключить потери этих ресурсов.
Напомню, профессиональное выгорание — состояние крайнего истощения физических, эмоциональных и ментальных ресурсов, которое сопровождается нежеланием продолжать заниматься своей профессиональной деятельностью.
Второй причиной профессионального выгорания на работе является так называемая "ловушка ответственности".
А именно когда человек берёт на себя чужую ответственность, и в итоге взваливает на себя слишком большой груз обязанностей!
В качестве примера можно привести предпринимателя, у которого есть в штате некоторое число сотрудников. Раньше он работал самостоятельно. Когда клиентов стало больше и пришёл момент масштабироваться, то были наняты дополнительные сотрудники для облуживания клиентов.
И, в идеале, этому предпринимателю следует заняться организаторской деятельностью. Но у него есть страх, что сотрудники не смогут сделать работу (обслужить клиентов) так же качественно, как это делает он.
Ну как же, ведь он занимается этим делом много лет! И делал это до того, как он принял решение нанять дополнительно сотрудников. Поэтому такой предприниматель начинает совмещать и роли работника (обслуживая клиентов наравне с остальными сотрудниками) и организатора бизнес-процессов.
В итоге страдают оба процесса! Предприниматель толком не может организовать работу сотрудников. Хуже обслуживает клиентов, потому что мысли все о том, как правильно организовать работу предприятия. А ко всему прочему и сами сотрудники начинают относиться к своим обязанностям со всё большей халатностью. Понимаете? Ведь предприниматель всё делает за них!
Другой классический пример — работники помогающих профессий: врачи, психологи, педагоги, социальные работники, священники.
Если специалист помогающей профессии находится в позиции Спасателя, то ответственность за ситуацию клиента берёт в основном на себя.
Так, психолог может выкладываться по максимуму при работе с клиентом, не давая клиенту проявлять инициативу. А клиент ждёт, что психолог "сам всё ему там починит".
Психологу позиция Спасателя нужна чтобы заслужить одобрение окружающих. Хотя в самой тенденции помогать нет ничего плохого, предосудительного.
Но когда нарушается баланс ответственности, то страдают оба: и клиент, и психолог!
Психолог в итоге профессионально выгорает, потому что не получает результатов от процесса работы с клиентом. А прикладывает усилий много!
Соответственно, клиент тоже не получает результаты. Хотя он и может испытывать моральное удовлетворение, типа "какая у меня сложная, нерешаемая проблема, даже этот "светила" не смог мне помочь"!
Поэтому при работе с ловушками ответственности продуктивно будет работать с эго-состояниями Внутреннего Родителя и разбор внутренних долженствований ("должнонизмов"):
- "Мы должны работать лучше чем другие!"
- "Хорошего работника сложно найти в наше время" ("Я должен мириться с этим лентяем");
- "Клиенты не готовы платить больше" ("Я должен ставить такую цену").