Как-то раз сидели мы с другом на кухне, пили чай и философствовали (чем же прикажете заниматься по вечерам?). Мой друг — профессиональный бизнесмен, а также — "профессиональный циник" (бывает и такое).
— "Надоело мне всё это", — говорит друг. — "Бухгалтеры, налоги, жалобы… Нанимай сотрудников, увольняй сотрудников… Не для этого я на свете белом живу… Отысячечертело…"
Я чуть со стула не упал — ведь у моего друга очень успешная сеть очень даже популярных кофеен в очень даже большом городе… Интриги и тайны (а ещё конфиденциальности) ради давайте назовём сеть кафе "Тысяча и одна чашка" (ведь арабский кофе славится на весь мир), город наречём — "Старгород" (Звёздный город), а друг мой пусть будет Александр — очень международное и "межнародное" имя.
И Александр продолжил: "Вот и доход уже застрял, аж два года как не меняется, лишь чуть колеблется — то вверх, то вниз, а по началу рос…".
Не знаю, что на меня нашло и наехало, но я глотнул чаю с молоком (как истинный англичанин) и спросил его:
— "Скажи, ну а какая у тебя цель в компании?"
— "Какая-какая", — молвил мой друг угрюмо. — "Тут и дикобразу понятно…"
— "Ёжику", — поправил я. Видите ли, мой друг очень хорошо говорит по-русски, но все же иностранец, иногда забавно выходит.
— "Ну и пусть, какая разница — оба колючие. Цель — деньги зарабатывать, жену на Карибские острова возить, дочке платить за университет (она как ни как учится в Гарвардском университете). Какая ещё может быть цель? Ты же сам писал в прошлой статье, что бизнес — извлечение прибыли…"
— "Что ж, это так", — ответил я другу. — "Раз я написал", — значит верно, — продолжил я скромно… — "Но ведь деньги не отменяют благородной цели… А что ещё интересней — высокая, благородная и вдохновляющая цель привлекает деньги…"
— "Ты что, желтизны объелся?" — друг чуть не захлебнулся чаем… "Я что, Айвенго, или Вильгельм Телль, или Дон Кихот? Разве я похож на странствующего рыцаря?"
— "Знаешь цель компании Starbucks?"
— "Ну скажи", — ответил друг и нахмурился: как никак — конкуренты.
— "Ладно, звучит она так: "Наша миссия: вдохновлять человеческий дух, способствовать его развитию — человек за человеком, чашка за чашкой, район за районом…" — почти процитировал я
— "Белены", — поправил я… — "Нет, не объелся. Про Вильгельма Телля сейчас поговорим, но давай посмотрим на цели нескольких компаний. Не против?"
— "Ну давай", — ответил друг… — "Дело было вечером, делать было нечего", — процитировал мой друг Михалкова…
Тут поправлять было нечего, поэтому я продолжил:
— "Знаешь цель компании Starbucks?"
— "Ну скажи", — ответил друг и нахмурился: как никак — конкуренты.
— "Ладно, звучит она так: "Наша миссия: вдохновлять человеческий дух, способствовать его развитию — человек за человеком, чашка за чашкой, район за районом…" — почти процитировал я.
— "Ух ты", — качнул друг головой. — "Не слабо. Я им покажу Кузькиного папу…"
— "Кузькину мать…"
— "Неважно! А ты откуда знаешь про их цель?"
Я замешкался:
— "Да знаешь ли, недавно был на севере, не выспался как-то, захотелось кофе… Ну? А твоих кофеен там нету… Зато был первый в мире Starbucks — как было не зайти?"
— "Ты зашёл в Starbucks?" — друг мой грозно свёл брови… — "В следующий раз налью в чай мышьяк…". Вы уж простите его, у него проскакивает чёрный юмор (ведь он очень любит чёрный кофе — наверное от этого).
— "Так вот, мне просто стала интересна история их логотипа, да и их миссия. Ну как тебе?"
- "В общем — неплохо. Благородно", — согласился друг. — "Да и показатели у них "неплохие". Начали с одного кафе в 71 году, а теперь — везде, куда ни глянешь, — зелёная сирена".
— "Вообще то она белая, а глаза зелёные", — поправил я. Но уже было поздно для обсуждения сирен, а я хотел помочь другу. — "Кстати, какие тебе нравятся машины?"
— "Нравится Порш, ну а если попроще — Тойота…"
— "Губа — не дура", — я снова глотнул чаю.
- "Губа — не дура…" — повторил Александр задумчиво, — надо будет запомнить выражение. — "Что ж, наверное, ты хочешь сказать мне их цель?"
— "Точно! Догадался!" — и я снова почти что процитировал: "Тойота будет мировым лидером в будущем передвижения — обогащать жизни людей, предоставлять им самый что ни на есть безопасный транспорт, с наибольшей ответственностью".
— "Неплохо… Мне нравится", — мой друг снова задумался, а часы пробили 22:00. — "Скоро придёт жена", — добавил он. — "Давай ещё одну цель, ведь очень интересно. Как ни странно, там нет ничего про деньги. Знаешь что?"
— "Что?" — я смачно откусил булки с клубничным джемом, и слушал друга…
— "Мне кажется, что быть может деньги проще подтягиваются, когда высокая добрая цель. Почему у тебя вдруг глаза выросли на лбу?" — поинтересовался друг…
Я не стал поправлять, ведь было уже поздно, но они наверное и правду вылезли, потому что я знал, что циничность Александра неисправима, а тут…
— "Может и так…" — сказал я, не зная, что ещё сказать…
— "Знаешь, что-то в этом есть…" — добавил друг, — "ведь иногда мне сложно бывает вдохновлять работников хорошо работать, менеджеров — хорошо менеджировать, продавцов — хорошо продавать. Ведь премии — на время работают, но одними деньгами не вдохновишь, а образный "кнут" — не работает вообще. А если они будут каждый день работать ради вдохновляющей цели компании" — Александр многозначительно взглянул на потолок… — "Да и мне веселей будет варить кофе, и кто знает — может как-нибудь мы "перестарбачим" Starbucks… Ну-ка, расскажи мне ещё одну цель, и скоро пора мне подчивать, — ведь уже поздно…"
Почивать, хотел поправить я, но не стал — ведь мой друг очень гордился тем, что читал Толстого и Достоевского по-русски и знал старинные русские слова…
— "Наверное, можно вывести такой закон", — подумал Александр вслух: "Чем выше и благородней цель компании, чем больше она охватывает людей, компаний, стран и областей, — тем более прибыльной будем сама компания…"
Я задумался и опять же "почти процитировал":
— "Вдохновлять каждого спортсмена* в мире, вносить в его жизнь новизну".
* "Если у Вас есть тело (гласило продолжение), то Вы — спортсмен…"
— "Слушай, приколисто", — рассмеялся друг.
— "Прикольно", — поправил я…
- "Н-да, русский язык — не для трусов", — заметил Александр. — "Что же это за компания?"
— "Nike! А само название — имя греческой богини победы…"
— "Ну да, победный лозунг. А ты откуда такой умный?" — улыбнулся он…
— "От природы", — скромно заметил я. — "Но только мне ещё и повезло: довелось работать со многими мудрыми консультантами, набраться ума да разума…"
— "Наверное, можно вывести такой закон", — подумал Александр вслух: "Чем выше и благородней цель компании, чем больше она охватывает людей, компаний, стран и областей, — тем более прибыльной будем сама компания…"
— "Неплохо", — заметил я. — "Слушай, давай ещё по чашечке…"
— "Как всегда ты прав", — заметил друг…
— "Ну да, такой вот закон", — скромно ответил я.
— "А вот и не как всегда", — улыбнулась Далия, — жена, как вы уже успели догадаться. — "Ведь у Александра завтра собрание совета директоров, и пора спать…"
— "Оказывается, ты не всегда прав", — ехидно рассмеялся Александр.
— "Ну, законы вселенной не распространяются на женщин, для этого нужна своя наука", — по-философски заметил я, и встал, чтобы попрощаться.
— "Только расскажи про Вильгельма Телля, раз уж обещал", — попросил Александр, а Далия разрешила — она очень любила легенды и истории.
— "Вся история долгая, но суть в том, что жестокий швейцарский наместник германского императора издевательства ради заставил его стрелять по яблоку на голове своего же сына, и он попал в цель, а сын остался невредим…"
— "Какова же мораль?" — спросил мой друг…
— "Долой королей!" — засмеялась Далия. — "А может и так, — добавила она, — что если цель хорошая и благородная — попадаешь, если же цель позорная, эгоистичная, или недостойная — промах более вероятен".
Вряд ли бы Телль попал, если б король приказал ему стрелять в глаз, или в сердце сыну.
— "Я бы выстрелил в короля!" — разгневался Александр…
— "Господа философы", — промолвила с Далия руками на боках, — настал уж вечер, настал уж вечер.
- "По-моему, в песне наоборот, — пробубнил мой друг: "ещё не вечер…" — но спорить было бесполезно…
— "Что ж, я пересмотрю цель и расскажу тебе, что будет", — пообещал он. А потом добавил: "Цель целью, но как же насчёт её воплощения? Ведь много было благородных людей, компаний, царей. И кто вернулся с мячом, кто без мяча…"
"Кто со щитом, кто на щите", — подумал я, — "ещё и мяч, а не мечь", но уже не стал поправлять, ведь было совсем поздно, да и к тому же Александр — пристрастный и "престрастный" любитель баскетбола, ему прощается… А ответил (уже из дверей): "Да! Очень важно воплощать цели… Для этого есть десять шагов "Административной шкалы". Нужен хороший консультант, лист бумаги…"
— "И чай с вареньем…" — улыбнулся Александр.
— "И чай с вареньем", — согласился я. Хотел я добавить, что очень люблю черносмородиновое, но Далия встала в позу воинственной амазонки, так что я откланялся и побрёл домой мимо кафе Starbucks, где красовалась зелено-белая сирена…
Наверное, Вам интересно, что сталось с Александром, его сетью кофеен и нашими беседами. Всё очень просто: он пересмотрел цель компании, и теперь она звучит так: "Пробуждать планету нашим кофе, безупречным обслуживанием, дружелюбием, улыбкой — на всех материках и во всех странах мира…". Показатели компании выросли в пять раз за год. Пока что он ещё не "пересталбаксил" Starbucks, но девушка-сирена с зелёными волосами на белом фоне (а может быть, наоборот?) — уже чуть забеспокоилась…
Ну а Вас, господин читатель, владелец, директор — какая цель будет вдохновлять Вас и Вашу команду каждую минуту, каждый день, каждый год? И не забудьте — чтобы цель не осталась мечтой, к ней есть верный путь, а для этого — верные компании-консультанты…
P.S.: история отчасти очень даже правдивая, но названия и имена вымышлены, так что если кто-то вдохновится открыть сеть "Тысяча и одна чашка" — карты Вам в руки (не забудьте о моей доле, пожалуйста!).