Может быть разное отношение к работе. Или к труду. Кому как больше нравится.
Кстати, я стараюсь не делать особых смысловых различий между словами "труд" и "работа".
Итак, можно относиться к работе как к неприятной необходимости
Человек говорит:
"Я хожу на работу, потому что мне надо зарабатывать деньги и тем самым зарабатывать себе на пропитание, оплачивать кредиты и платить за квартиру".
Или можно заниматься трудом, потому что в труде человек развивается. Труд даёт возможность глубже понять себя.
Можно конечно иронизировать вроде "Труд сделал из обезьяны человека". А потом ещё добавить: "А из человека лошадь" .
Что для меня означает развитие? Лично для меня это возможность общаться с окружающими на более высоком уровне. При этом общение возможно в разных контекстах: в семье, на работе, с друзьями, со случайными знакомыми.
Труд — это творчество!
Правильнее сказать: хорошо, когда в работе присутствует творчество!
Я не буду спорить с таким утверждением, что есть профессии как более творческие, так и менее творческие. И часто причина неудовлетворённости своей профессией кроется в том, что в ней мало творческого компонента. Вы только представьте — целый день перекладывать детальки из одной коробки в другую коробку!
Когда в работе появляется творческий катализатор, то работа начинает заряжать человека, вдохновлять его. Потому что творчество — это особый вид энергии, которая приходит из неиссякаемого источника.
Сразу оговорюсь, что творчество — не единственный катализатор, вдохновляющий вас заниматься любимым делом. Есть и другие…
Например, осознание смысла своей деятельности. Когда делаешь то, что необходимо другим людям, то это заряжает. Хочется делать свою работу лучше. Хочется переходить к более сложным задачам, потому что там — интереснее!
Другой мощный катализатор в работе — когда вы занимаетесь тем, что у вас получается хорошо. Причину этого явления замечательно объясняет Михай Чиксентмихайи в своей книге: "Поток — психология оптимального переживания". Вы получаете удовлетворение от того, что можете влиять на какую-то часть своей жизни. Кстати, можно объяснять и через гормоны, дающие удовольствие: при достижении результата вырабатывается порция дофамина, а при получении одобрения (да хоть грамоту дайте за работу!) — серотонин.
Но это я нарисовал такую совсем идеальную картинку. На самом деле процесс поиска направления профессиональной деятельности происходит не так просто.
В самом начале карьеры происходит мучительный поиск выбора направления: куда пойти учиться. Часто молодые люди толком ещё не знают, где конкретно собираются работать. И выбирают по принципу — главное сейчас получить "корочки" с высшим образованием, а потом куда-нибудь "менеджером".
В кавычки поставил "менеджера" не из-за осуждения подобной позиции. А больше из-за понимания важности ранней профориентации. Ведь когда получается раньше понять свои сильные стороны, то и увлечённость своей профессией будет выше. И достижения будут больше.
А бывает и такое, что вместо самого молодого человека выбор за него совершают его родители. Это другая история…
Иногда родителям получается "угадать" с профессией. И если нет сильного волевого давления на молодого человека, то, на мой взгляд, благоприятный исход вполне возможен. Но, в то же время, довольно часто при таком сценарии (когда родители выбирают) молодой человек в итоге осознаёт, что выбор не его и ему в профессии совершенно не интересно. В итоге — кризис!
Сейчас многое меняется в окружающем нас мире. Меняются и профессии. А какие-то профессии и вовсе перестают существовать. Когда человек развивался в каком-то направлении, а потому вдруг стал невостребован как специалист. Это очень непростая ситуация.
А иногда человек сам вдруг осознаёт, что профессия стала не интересна. По разным причинам: мало творчества, он не справляется со своими обязанностями, достиг своего потолка в этой профессии, ему здесь слишком просто и поэтому неинтересно.
Причины, повторюсь, могут быть разные. Причины надо исследовать и на основании исследования принимать какие-то решения, планировать стратегию своего профессионального развития дальше.
Другой важный момент — когда для дальнейшего развития не хватает определённых навыков. Навыки обычно разделяют на профессиональные (жёсткие) и мягкие навыки. Мягкие навыки это: ответственность, коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент. Тогда имеет смысл задуматься над проработкой этих самых мягких навыков.
Но больше всего скрыто в нас самих. И потенциал. И препятствия. А препятствия в основном психологические: какие-то черты характера, неуверенность, страхи, нежелание и неготовность брать на себя ответственность. Эти моменты сложнее продиагностировать самому и для проработки психологических качеств имеет смысл обратить к психологу.
Вот что я имел в виду в заголовке "Раскрытие себя в деятельности". Да, это — не самый простой путь, потому что вас ждут на этом пути разные испытания, препятствия, кризисы. В деятельности вы раскрываете свой потенциал и учитесь убирать внутренние препятствия. Учитесь использовать катализаторы творчества, смысла, потока. Становитесь профессионалом в своём деле.
Помочь вам в раскрытии могут психологические инструменты самореализации.
Могу привести в пример следующие:
- коучинг профессионального развития (карьерный коучинг),
- развитие мягких навыков,
- исследование своего потенциала и барьеров,
- умение управлять творческой энергией,
- понимать свой выбор,
- профилактика профессионального выгорания;
- профориентация.