Чтобы достичь успеха в рыночной экономике, нужно планировать финансовую деятельность на несколько шагов вперёд. Стратегии финансового менеджмента — это путеводные звезды, направляющие компанию к намеченным целям. Они определяют способы выживания, развития бизнеса в конкретных условиях.
В материале разберёмся, как выбрать и сформировать эффективную стратегию для конкретного предприятия.
Зачем нужна стратегия и тактика финансового менеджмента?
Стратегия — это система долгосрочных целей компании, разработка путей их достижения. Она задаёт вектор движения, помогает ставить конкретные задачи, делать их понятнее, а поэтому достижимее для сотрудников.
Если стратегия составлена компетентно, вскоре будут достигнуты рост прибыли и рыночной цены компании. Также она позволяет:
- планировать, контролировать финансовое положение;
- формировать, эффективнее использовать ресурсы;
- наладить грамотный учёт, документооборот;
- находить наиболее перспективные направления инвестирования;
- рационально использовать сильные и слабые стороны компании;
- прогнозировать, минимизировать риски;
- получать преимущество над конкурентами.
Тактика детализирует стратегический план. Она включает конкретные приёмы для выполнения намеченных задач. Для этого подбираются наиболее эффективные инструменты в существующих условиях.
Тактика организации предусматривает:
- повышение платёжеспособности;
- контроль за ликвидностью баланса;
- обеспечение возмещения затрат за счёт получаемых доходов;
- рационализацию оборота финансов.
Оперативно-тактический менеджмент помогает достигать цели стратегического. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому обязательно должны быть согласованы.
Не стоит целиком перенимать опыт другого, даже вполне успешного, предприятия. Лучше выбрать собственное направление развития, согласовав его со своими целями. В литературе стратегии классифицируются по ряду признаков, но самый комплексный из них — масштаб целей компании. Исходя из него выделяют такие:
На основании выбранного плана действий предприятие должно разработать собственные механизмы и инструменты. При этом нужно учесть конкретные условия рыночной среды, особенности бизнеса и остальные факторы.
Элементы стратегического финансового менеджмента
Стратегический план должен касаться всех сторон экономической деятельности предприятия. От её полноты во многом зависит успех реализации долгосрочных целей.
Помимо этого в ней раскрывается информация о:
- текущем финансовом положении компании;
- ее финансовых целях, их месте в глобальных;
- целях по размерам доходов на ближайшие 3–5 лет;
- деловых партнёрах, их количестве, надёжности;
- разработке учётной, амортизационной политики;
- ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей;
- анализе основных рисков.
Этапы разработки стратегического плана организации
Формирование стратегии — единственный способ выживать в современной рыночной экономике. Чтобы обеспечить предприятию стабильное развитие, конкурентное преимущество, она должна отвечать следующим критериям:
- согласовываться с общими целями развития предприятия;
- согласовываться с изменениями экономики государства, конъюнктуры рынка;
- для её осуществления имеется достаточное количество ресурсов;
- базируется на фактических и прогнозных расчётах.
Также важно не забывать о критерии комплексности. Каждая из сторон деятельности предприятия должна рассматриваться во взаимодействии с остальными.