Практически все хитрости для работы с сознанием начинаются с вполне обоснованного тезиса — необходимости организовать сознание человека, поскольку хаотическое сознание — болезнетворно. И НЛП действительно начиналось как терапевтическая дисциплина оздоровления души, в первую очередь сознания. Эта исходная часть логична и универсальна.
Она заключается в трёх вещах:
- Человек сам не может сам организовать и укомплектовать своё сознание (вся история человека — это комплектация сознания — начиная с обучения, заканчивая приобретением знания в течение жизни).
- Неукомплектованное сознание — хаотично (если постоянно пополнять сознание, не имея техник упорядочивания, то скоро все полезные знания превратятся во вредные, потому что ими пользоваться будет невозможно — как на складе, постоянно заваливаемом полезными, но неуместными, вещами, которые начинают портиться — пылиться, ржаветь, гнить).
- Хаос в сознании болезнетворен (достаточно пройти на склад, заваленный хламом, где каждая вещь таит неожиданную опасность, — от осиного гнезда до железки на потолке — чтобы понять, что хлам в сознании становится источником страха, непонимания, а значит нервного напряжения).
Это значит, что исходное негативное для НЛП есть. А значит можно вполне обосновано предлагать НЛП для оздоровления. Миссия всегда благая.
Но это не все. Этот тезис — оздоровление — можно поддерживать постоянно, что делает НЛП постоянно востребованной техникой. Дело в том, что постоянное поступление в сознание новых фактов, информационных поводов постоянно засоряет сознание, то есть хаотизирует его. А значит его нужно постоянно "лечить". Всем знакомо "несварение" сознания, когда сложная проблема воспаляет сознании и провоцирует ощущение тупика. А так как жизнь человека есть процесс усложнения всего, включая сознание, то получатся у НЛП "работы" хоть отбавляй.
Иначе говоря, негативного, то есть исходного, проблемного основания у НЛП достаточно для позиционирования себя как лекарственной методики.
Нет смысла скрывать, что для ряда людей НЛП становится откровением, поскольку они впервые применяют техники упорядочивания сознания — действительно, если человек жил в хламе, то научить его поддерживать порядок, станет для него откровением. Так, наверное, первыми открытиями дикарей было предложение вожака разделить в пещере кухню, спальню, а туалет вообще вынести за её пределы. Думается, по тем временам это был культурный шок: оказывается, можно спать не на своих испражнениях и костях съеденной куропатки! Так и сегодня, человек, который плыл по течению и ничего не хотел, а от этого ему было тошно жить, — от понимания, что он может поставить себе цель жизни в виде паттерна — успешного образца — и идти к нему и даже стать паттерном (!) — может настолько вдохновить, что он уверует в НЛП как новую религию. Действительно даже если ввести категорию цели (и её содержания, паттерна), то это моментально, почти чудесным образом упростит хаос сознания тем, что оно отбросит много лишнего — того, что сознание наполняло, несваривалось, мучило и травмировало. Цель сразу выбросит из сознания массу ненужного, вторичного, лишнего. Вот тебе и терапевтическое облегчение. Почти чудо. Кто когда-нибудь убирал хлам с твёрдым решением ничего больше не хранить и выбросить всё испорченное, тот вспомнит фантастическое чувство облегчения от чистого пространства, из которого всё, "что про запас", вынесено, выметено, а оставшееся нужное уложено на полочки.
А все потому что родители просто не умеют этого делать сами — определять детям (да и себе тоже) стратегию, говорить о целях, опредмечивать их, предлагать методы решения проблем убирать из сознания ненужный хлам ненужных фантомов. А учебная система вообще отстранилась от решения проблемы цели и смысла обучения.
Иначе говоря, НЛП оживает и питается недостатками нашего образования, где о целеполагании — вплоть до окончания вуза — вообще никто не заботится. Не говоря уже о том, чтобы телеология (теория целеполагания) стала основной дисциплиной в учебном процессе. Поэтому НЛП на этом поле не имеет конкуренции.
В этом смысле у нас есть подозрение, что современная учебная система — причём не только в России — работает в паре с НЛПистами, упорно не желая вводить телеологическую дисциплину в учебный процесс, занимаясь тупым, бесцельным наполнением сознания учеников, которые сегодня вообще не могут ответить на вопрос, зачем им то, чем их пичкают.
Потом, конечно, формула меняется, как в басне про волка и суслика: Вот я тебя спас — а теперь я тебя съем, иначе зачем я тебя спасал? НЛП пользуется магией спасения: ты мне обязан за спасение, так что …