Совсем недавно заходил в один из салонов связи нашего города. У меня была там встреча. В торговом зале был один продавец, который был вполне расслаблен, зная, что со мной не нужно работать так как я пришёл с другой целью. Человек, с которым у меня была встреча задерживался и пока я ожидал его, начал наблюдать за продавцом.
Картина меня слегка удивила…
Так уж получилось, что за это время никто из покупателей не зашёл в салон и менеджеру нечем было заняться. Именно это меня и зацепило, он абсолютно ничего не делал, просто ходил из стороны в сторону. Кто-то скажет: "Ну а что же ему ещё делать? Клиентов же нет!". А разве больше нечем заняться? Ведь у него целая витрина товара, который можно изучать, компьютер в торговом зале, с помощью которого он может саморазвиваться. Но он просто ждал… Точнее попусту тратил своё время.
Конечно же возникает резонный вопрос: "Почему при всех возможностях он ничего не делал, почему не занимался саморазвитием, например?"
На мой взгляд ответ очевиден — он не хочет. Вопрос наших желаний напрямую связан с нашей мотивацией. Соответственно, продавец скорее всего не осознаёт зачем ему это нужно. Возможно он считает себя экспертом. Возможно он выполняет план. Но мы то знаем, что нет пределов совершенству.
Проблема, которую наглядно продемонстрировал этот продавец — это не эффективный менеджмент. Сейчас так много говорится о мотивации, но далеко не каждый знает как мотивировать сотрудников. Для многих руководителей мотивация ограничивается подбадриванием, типа "Ну ты же хочешь много зарабатывать? Давай дерзай!"
Но мотивация — это немного больше. Руководитель должен знать все о своём сотруднике, какие у него цели, какие планы, зачем он вообще работает.
Для этого есть очень хороший инструмент, называется он мотивационная беседа.
Что необходимо для проведения? В первую очередь руководитель должен видеть ценность в сотруднике и желание его понять и услышать. Каких-то специальных навыков не потребуется, наоборот они будут мешать. Беседа должна проходить в неформальной обстановке, руководитель должен быть на одном уровне с подчинённым в этот момент, только в этом случае сотрудник будет чувствовать себя в максимальной безопасности, и сможет довериться вам и быть максимально открытым, ведь не каждый готов говорить о жизни "вне работы".
- Начните с разговора "о погоде". Ничего так не расслабляет, как разговор не по теме.
- Обозначьте цель вашего разговора. Из неё сотруднику должно быть понятно для чего вы его пригласили и какова ваша и его выгода от данного диалога.
- Обозначьте, что данный разговор останется между вами.
- Далее переходите к основной части разговора. Задавайте вопросы, обсуждайте, рассказывать сами. Хорошим инструментом в подобном разговоре является пример из собственной жизни, он помогает сотруднику понять чего вы от него хотите услышать и так же позволит выйти на равную позицию.
- В конце обязательно поблагодарите сотрудника за разговор, особенно если диалог был откровенным.
Безусловно может быть такое, что во время разговора сотрудник не до конца осознает зачем он работает и куда стремится. Задача руководителя помочь ему определиться с жизненными целями и планами.
Только после того, как сотрудник будет знать куда он двигается в своей жизни, его будет намного легче замотивировать на развитие… на то, чтобы стать лучшим!