Нужно ли руководителю доверять своим сотрудникам, для того, чтобы эффективно управлять?
- "Я бы доверял, но ведь некому".
- "Я пробовал, но в итоге понял, что проще важные дела делать самому".
- "Если не стоять за спиной, всё сделают ужасно".
- "Доверяй, но проверяй!"
Знакомо? Многие руководители не готовы довериться своим сотрудникам.
И что происходит в этом случае:
Либо руководитель все делает сам. И итоге он сам становится исполнителем. А сотрудники скучают.
Либо руководитель контролирует каждый шаг своих сотрудников, стоит за спиной, чтобы вмешаться в любой момент.
Не кажется ли вам, что оба способа довольно утомительны? Отнимают море сил, а, самое главное, не дают заниматься другими вопросами.
Но есть и другая крайность — руководитель по природе своей доверяет сверх меры. В результате всё зависит от сотрудника.
Дельный, опытный, лояльный — всё отлично, работа выполняется, руководитель рад. Но проходит время, а лояльность исчезает — ключевой сотрудник превращается в "звезду", с которой сложно справляться, ведь руководитель не привык по-настоящему управлять. И уволить такого сотрудника нельзя — на нём всё держится. И уходить он не захочет — зарплата высокая.
А бывает, что слишком доверяющий руководитель бросает сотрудника в новый проект, как щенка в реку — выплывет-не выплывет. И неопытный сотрудник не справляется. "Эх" — говорит руководитель — "одни идиоты вокруг".
Так что же делать? Как и кому можно доверять?
Доверять или не доверять — выбор каждого из нас. Но точно можно сказать, что при доверии значительно сокращается время на коммуникации. Доверие снимает ненужные границы. Тот, кто доверяет, не тратит время и ресурсы на защиту.
Более того, проявление доверия руководителем своему подчинённому — это отличный метод нематериальной мотивации! Представьте, вы говорите своему сотруднику: "Я вижу, что ты настоящий профессионал в этой теме". И разрешаете самому выполнить ту часть работы, которую обычно постоянно контролировали. У сотрудника вырастают крылья за спиной. А у вас появляется свободное время.
Поэтому — доверяйте тем, кого вы наняли.
Это не значит, что нужно сразу же бросать сотрудника на сложные задания, но если вы отсмотрели десятки резюме и провели десятки собеседований, выбрав именно его на данную должность, вы просто обязаны дать сотруднику кредит доверия для выполнения им обязанностей.
Некоторые руководители считают, что лучше знают, как выполнить то или иное задание. Хочется развеять этот миф. Чем дольше ваш сотрудник работает на вас, тем лучше он разбирается в тонкостях и нюансах своего дела. Руководитель (если он уже давно руководит), на самом деле оторвался от земли и рабочей реальности. Именно сотрудник ежедневно общается с клиентом и решает те задачи, которые ему ставятся. Именно он может знать, как эффективно решить задачу.
Но не давая сотруднику возможность и самостоятельность, выполняя за него его работу, не доверяя и контролируя на каждом шагу, мы не даём ему вырасти, стать самостоятельным и лишаем мотивации.
Как говорил Стив Джобс: "Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам".
Большинство людей готово ответственно выполнить свою работу, нужно просто дать им шанс. Удачи в руководстве!