Игра — польза для детей и взрослых
Все больше в тренингах и программах личностного роста используются игровые технологии или по-просту игры.
В чем секрет эффективности такого инструмента как игра? Предлагаю разобраться вместе и посмотреть на игры повнимательнее .
От автора: Играйте с удовольствием, наслаждением и пользой!
Эта статья именно о пользе игры, которую ты, возможно, замечал раньше, а ещё и о той, которая оставалась до этого времени для тебя загадкой.
"Игра — это творческое развитие душевных сил ребёнка".
Игры появились в далёкой древности и найти автора первой игры сложно… или легко — автором первых зародившихся игр является сама природа.
Игры зародились в тот момент, когда человек безотрывно был связан с природой и игровому методу воспитания человек научился именно у животных.
Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются и совершенствуются элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов. Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.
Игровая активность животного рассматривается как расход некоей "избыточной энергии", как своего рода суррогат "естественного приложения энергии" в "настоящих действиях" (Г. Спенсер).
То же и у людей — игровая активность служит для выбрасывания накопившейся энергии, которую в условиях современной жизни растрачивать не представляется возможности. Кроме того игра служит функциональной тренировкой важных сфер жизнедеятельности. Для детей игру можно рассматривать как "практику для взрослого поведения". Игра позволяет юнному поколению без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения ещё до того как недостатки поведения роковым образом сыграют в жизни человека.
Таким образом, игра важна не только непосредственно для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но и для его будущего.
Наряду с этим игра выполняет весьма важную познавательную роль, благодаря присущим ей компонентам научения и исследовательского поведения. Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в ряде случаев этот опыт может накапливаться "впрок", "на всякий случай" и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.
Дети быстрее участся, когда у них получается
Точно также и взрослые. Разве вы будете делать то, что вам не нравится? Если и будете, то явно без удовольствия, да и дело навряд ли будет спориться. Изучение психологии человека, психологических реальностей его жизни и научение новым способностям становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. Игра становится уникальным инструментом для исследования себя. В атмосфере игры любой человек может достаточно быстро и с удовольствием взращивать в себе качества, над которыми в реалии будних дней может трудиться без удовольствия и безрезультатно, в игре эти качества можно воспитать быстрее и укрепить себя в вере в свои достижения.
"Иногда кажется,и живём — то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены. Завтра, думаем мы, случится такое, чего не случалось никогда, ну, по крайней мере, ни позавчера, ни вчера, ни сегодня уж точно не случалось! А когда мы устаём ждать, мы приходим на поклон к Литературе — и в ней проживаем те самые жизни, которых не знали и не узнаем в действительности. Правда, чаще всего наш жизненный опыт не только не помогает, но и мешает нам прожить эти жизни. Нужен какой-то другой опыт…", — Евгений Клюев "Между двух стульев".
Именно это можно сказать об игре. Именно игра предоставляет возможность прожить другую роль, возможно совершенно не свойственную тебе в жизни. Игра создаёт неуловимое пространство непредсказуемости и у каждого участника есть возможность прожить это. И прожить с максимальной пользой.
Игра — это живое действие, в котором нет зрителей, все — участники. Именно это определяет целительный и развивающий эффект игрового действия. Эмоциональное высвобождение, которое испытывают участнкии в ходе событий имеет терапевтический эффект. Игра позволяет погрузиться на несколько часов в фантастический мир приключений, загадок и задач, при этом сохраняя контакт с реальностью. Игра позволяет пройти через такие повороты сюжета, реально пережить такие ситуации и эмоции, которые не всегда возможны в реальной жизни. Это даёт прилив сил и помогает участникам в реалии своих дней своершать большее, верить в свои силы и опираться на положительный опыт действий, на свой положительный опыт личных побед, совершенных в игре, потому как хоть игра и заканчивается, а вот опыт побед остаётся навсегда с каждым участником.
Игра даёт возможность испытать себя в действии, раскрыть как сильные, так и скрытые таланты — острый ум и хитрость, решительность и изворотливость, жестокость и великодушие. Проявить себя — неизвестного и разного, лучше понять своё уникальное Я. И наконец, здесь ты можешь играть — азартно, от всей души, — и чувствовать себя победителем.
В игре используются и проявляются все свойства человеческой личности. И в этом сила игры.
Иногда, чтобы открыть в себе или в другом что-то — нужна ситуация. И именно ситуацию предоставляет игра.
Игра предоставляет хорошую возможность прожить ситуацию, отреагировать на неё в привычной манере, создать для себя варианты действий, увидеть, что способов реагирования намного больше, чем один единственный, и, сделать выводы. Столкнувшись с подобным событием в жизни человек уже может выбирать как действовать, не просто идти по привычному сценарию, шаблону либо находиться в состоянии шока, а действовать осознанно, понимаю к чему могут привести те или иные действия.
Действия, совершаемые участниками игры основываются на их навыках, привычках и представлениях. Действия — это отражения желаний и опасений людей. Понимание этого даёт преимущество над другими. Этому пониманию, чувствованию и изучению других людей учит игра. Стиль игрока — отображение черт его характера.
А ещё игра позволяет примерить маску "другого" на себя.
Зачем?
Чужая личина — набор новых характеристик, манер поведения, способ реагирования, другой образ как возможность побыть новым для других и в первую очередь для себя — безопасно, зная, что при этом не изменяешь себе, а лишь играешь, оставаясь собой. Любая личностная характеристика влияет на поведение челоека и на те решения, которые он принимает. В ходе игры можно представить себя другой личностью со своим новым уникальным набором качеств. А после игры можно что-то взять себе от этого "примерянного персонажа", что-то, что уже так понравилось, распробовалось на вкус, "приросло", стало родным, а может быть, всплыло из детства забытое, а когда-то было твоим.
Игра — это совместная деятельность людей и она способствует улучшению коммуникативных качеств участников. Игра способствует улучшению межличностных отношений, развивает мотивационный аспект личности человека, помогает выстраивать систему жизненных ценностей, развивает умение ставить цели, навык планирования, готовность к совершению выборов, навыки саморегуляции, уемние соотносить свои действия с действиями других людей. Игра способствует усилению личности участников, делает из более сильными и развитыми личностями.
Игра открывает новые возможности, но только в том случае, если верить, что всё по-настоящему.
Игра — штука серьёзная.