Ирина Салтыкова: Добрый вечер, наши дорогие телезрители! Мы рады вас приветствовать в студии "Первого Городского" телеканала. Друзья, сегодня вновь в нашей студии Домников Максим, тренер НЛП, руководитель региональной тренинговой академии НЛП. Здравствуйте, Максим!
Максим Домников: Здравствуйте, Ирина! Здравствуйте, наши дорогие слушатели, телезрители!
Ирина: И слушатели, и телезрители, да! Давайте вновь с вами поясним для тех, кто не смотрел. Потому что некоторые зрители не смотрели наш выпуск предыдущий. Что же такое НЛП и, конечно же, расскажите о вашей академии.
Максим: Спасибо! Я предпочитаю об НЛП рассказывать очень просто. Наверняка взрослые люди, большинство, учились где-то в ВУЗах, где-то в средних учебных заведениях, колледжах и так далее. И наверняка писали рефераты. Было такое?
Ирина: Было, было! Ну, иногда не сама…
Максим: Допустим, сами! Допустим, даже где-то. То есть, суть реферата какая? Изучить несколько источников, сделать определённые выводы. Это такой источник, из него такой вывод и так далее. Как тема освещена. И вот представьте, что сорок лет назад с лишним, в 70-х годах прошлого века, только лишь территориально, в Калифорнийском университете в Санта-Крус, в США, некто студент Бендлер, и его научный руководитель Джон Гриндер, они…
Бендлер писал реферат, переводя на русский язык, на транскрипцию. Писал реферат на тему "Что такое практическая психология", но одновременно с этим, он изучал ещё компьютерные науки, математику. У них там есть такой стиль, что можно выбирать, какие предметы ты изучаешь и компилировать какие-то вещи. На этих компиляциях рождать какие-то творческие идеи.
И он задался такой целью: изучить известных, на тот момент, результативных психологов, консультантов, тренеров, как бы мы выразились сейчас, бизнес-тренеров. Но не всех подряд, а критериально. То есть, клиенты которых решают свои задачи, достигают какой-то точки B.
Если это стресс, то они выходят уверенными. Если это какая-то коммуникация негативная, то они справляются с этой коммуникацией, разрешают какую-то ситуацию и так далее. И такими моделями стали на тот момент известные: Вирджиния Сатир — семейный консультант, Милтон Эриксон — известный гипнотизёр, который создал целое направление, развивающее картину мира, гипноза.
В отличие от директивного гипноза, когда гипнотизёр лучше знает, что полезно для клиента. Милтон Эриксон — он такой, с любовью, вроде как, направляет вектор человека в развитие. Подбирая специально слова более общего плана, но такие, позитивные слова. Там есть целые такие техники.
Фриц Перлз — основатель гештальт-терапии. Вот такие были объекты изучения, как бы мы сказали, реферата, научного направления, в деятельности студента Бендлера. Он что делал? Это как сейчас, мы с вами общаемся, объект его моделирования общался с клиентом, он записывал это на видео.
Затем, они в группе студентов, под руководством Джона Гриндера, разбирали эти модели и заметили, что раз от раза, клиент от клиента, повторяются какие-то слова, какие-то фокусы внимания успешные. Терапевт обращает на это внимание. Консультант. Что было, кстати, новостью для самих исследователей, для того, кого моделировали.
Потом они делали следующее, они эти модели использовали внутри группового тренинга, как бы мы их сейчас назвали, тренинги личностного роста, что у них в заведении приветствовалось, как практическая работа. Это везде так у нас. Даже в стоматологии учат на какой-то практике обязательно! Потому что без практики будет трудно.
И оказалось, что отдельно модели эти, шаги, работают отдельно от самих носителей. Суть передачи человеческого опыта. Человек делает лучше, мы изучили: один, два, три, четыре, пять — передали.
Ещё проще объясню, что такое НЛП. Это методичка. Есть же такое, методичка, да? Вот лучше всего делать вот так. Из опыта такой-то деятельности следует вот такая структура. Вот НЛП — та же самая структура.
Ирина: Ещё раз резюмируем. Это методичка для того, чтобы достичь определённого результата.
Максим: Да, вот в таких вот цифро-сложно-описываемых контекстах жизни, как яркость жизни, достижение целей, мотивация, бизнес, карьера, семья, отношения…
Ирина: Даже в любви…
Максим: Даже в любви! Потому что можно оцифровать и любовь, структурно. И вот там заметили, что есть нейро, есть глаза, ощущения нашей кожи, внутренние ощущения, есть настроение и эмоции, мы как-то это всё описываем. Есть образное мышление — то, что мы планируем, то, что мы обобщаем, то, что мы искажаем.
Есть лингвистика, то есть какой-то язык, которым мы понимаем друг друга грамматически. И есть программирование, то есть шаги. И вот они назвали это нейролингвистическое программирование. Таким образом, в 80-х годах это попало в Россию. И с тех пор в России существует нейролингвистическое программирование, в виде тренингов.
Ирина: У нас ещё много вопросов от телезрителей. Мы сейчас поедем дальше, расскажем об академии. Как давно вы существуете, о направлении?
Максим: Академия существует с 2010-го года. Мы уже провели на данный момент 17 курсов НЛП-практик, по 160 часов каждый. 5 курсов НЛП-мастер, 160 часов каждый. 4 курса тренеров мы выпустили. И различные спецпрограммы.
Тренинг личностного роста "Чистый дух" и тренинги по боевому НЛП — это такое специальное направление обратной стороны воздействия на человека, когда есть задача что-то разрушить, или защитить наоборот ценности свои: жизнь, здоровье, собственность, например. 6000 часов я, как тренер академии, провёл.
И у нас порядка 2000 человек обучились, несколько сотен выпускников! То есть, нас знают.
Ирина: Так вот, возвращаясь к вопросам. Как только посмотрели эфир, наши телезрители начали задавать вопросы. И все сразу же захотели контролировать обстановку, контролировать людей. Давайте поговорим о консультации. С чего начать?
Максим: С чего начать… У нас как раз сейчас запускается несколько доступных программ, где мы можем познакомиться, где люди могут познакомиться с академией, со мной, как тренером — подходит, не подходит. Почувствовать, услышать, увидеть, понять. Почувствовать контент, услышать контент. Понять, кто ходит на тренинги.
Тренинги для широкого круга людей. И различных направлений жизнедеятельности людей. Мы располагаемся на улице Пискунова, 27 А, офис 40 Б, заявки отправляйте по телефону 213-63-57.
Ирина: Отлично!
Максим: Всё чётко, звоните, говорите: "Здравствуйте! Я увидела, услышала, увидел, услышал выступление! Запишите меня на какую-то из программ!" Программы разноплановые. Есть НЛП для начинающих, есть программа для чтения людей, как аудит, психологический портрет, проще говоря, составить, что ожидать от человека.
Есть про манипуляции, есть про управление стрессами, управление эмоциями. Кому какая. Под запрос. И 3–4 октября стартует курс базовый НЛП-практик, который состоит из 7 ступеней. Собираемся раз в месяц — суббота или воскресенье, с 10:00 до 18:00, с 14:00 до 15:00 обед. Два кофе-брейка.
Ирина: Входят в стоимость?
Максим: Конечно! Мы отличаемся кофе-брейком! Седьмая ступень — экзамен. То есть, раз в месяц, можно вполне комфортно запланировать свою жизнедеятельность так, чтобы инвестировать в себя, в знания, и уделить себе внимание, себе любимому, своей природе и управлению людьми и собой.
Ирина: Если человек чётко нацелен на результат, спустя какое время он сможет, так скажем, овладеть навыками?
Максим: С первых секунд. Шучу! Вот как увидит, так и… почувствует! У нас первая ступень посвящена, как раз-таки достижению целей. То есть, существует идея, что если придерживаться, условно семи фокусов внимания, то цель будет достижима. И этому посвящена первая ступень. И обратная сторона медали — как разрушать цели.
Хотите — цели других людей, хотите — проверьте свою цель на разрушение. Потому что есть идея о том, что истинную цель не разрушишь, а ложную не жалко. И понять свою цель, порой, на разрушение, в том числе понять, протестировать, что действительно нужно защищать — тоже полезно.
Две стороны одной медали. Я уже об этом говорил. Мы преподаём, я преподаю тренинг НЛП именно с такой позицией, потому что мой бэкграунд в МВД говорил о том, что плохие люди с низкой нравственной ответственностью — они и без нас научатся всему плохому: манипулированию, скрытым приёмам, которые призваны вопреки интересам человека добиться от него действия или бездействия. Это определение манипуляций.
А есть гуманистическое НЛП, которое как раз подводит человека к творческому мышлению. Как использовать своё воображение, как использовать коммуникацию более эффективно, как достигать, взаимодействовать с людьми, достигать целей, и быть активным, про-активным или хорошо отдыхать, или увеличить яркость жизни, работать со своим здоровьем, карьерой, семьёй, близкими, получить взаимопонимание.
Дело в том, что мы все разные люди. Слышали наверное: визуал, аудиал, кинестет. Мы, конечно, так их не делим, но действительно есть отзывы, из которых следует, что: "Вот, я когда прошла ступень или прошёл ступень, у меня были конфликты с отцом, потом я понял, что он просто аудиал. Я стал подбирать слова из которых следует: послушай, услышь, обрати внимание на эти слова".
То есть, проявляя гибкость… Идея в чём? НЛП даёт знание о том, каков человек, как система. И мы можем подобрать из этих знаний, относительно близкого человека, в карьере человека и так далее. И можем к нему подход найти. Подход индивидуальный. Слово индивидуальный подход — это про НЛП.
Ирина: Здорово! Интересная такая сторона развернулась. Индивидуальный подход к человеку.
Максим: Индивидуальный подход, да.
Ирина: НЛП, всё же, оно может принести в жизнь плюсы. Может ли причинить вред?
Максим: Может. Давайте так, НЛП, суть процесса НЛП, как я уже упоминал из этого реферата. Брали человека и исследовали: что же он такое. Почему так: у одного психолога люди остаются в проблемах или убегают от него, а у другого терапевта они возвращаются, потому что решаются их задачи. Результат этот интересен.
И с таким же подходом можно ведь изучить и деятельность человека, который в своём окружении так управляет, нигде не обучаясь, что его дети, например, ничего не достигают, бывает в зависимости попадают, или в зависимые отношения.
Или не могут достичь цели, прерывают стратегии успешные, разрушают дружбу, разрушают любовь, разрушают карьеру, яркость жизни. У них там всё скучно, например, грустно, печально, и постоянно они в каком-то замешательстве находятся. Пожалуйста: выученная беспомощность — то же самое. Когда человек что бы не делал — бесполезно! Построенная программа.
Вот этих людей НЛП тоже может структурировать. Структурировать их субъективный опыт. Это называется боевое НЛП. То есть, технология существует, которая позволяет отдельно от этих носителей, нигде не обученных, но почему-то результативных, или обченных, какие-то преступные группы, спецслужбы, давно эти эффективные технологии используют для достижения целей.
Можно использовать. Эти технологии тоже есть. Например, пресловутые "плохие коллекторы", которые, разрушая жизненные опоры, делают какие-то безнравственные вещи. Что они делают — можно описать со стороны и как-то использовать для воздействия на человека, но более менее в вежливом ключе.
Ирина: Вот про боевое НЛП, мы немного позже вернёмся, после рекламы. А сейчас такой вопрос: реабилитация наркоманов, имеет ли место быть в академии такое направление?
Максим: У нас такого направления конкретно нет, но у нас учатся и заканчивают успешно курсы консультанты некоторых центров по выходу, выводу из наркотической зависимости. У меня лично есть консультативный опыт с устойчивой трезвостью многолетней. То есть там ключевой критерий — трезвость, и процент трезвости от количества людей в этих центрах.
И хочу обратить внимание наших телезрителей на то, что НЛП-подход, он несколько отличается от того, что есть, допустим, от 12-шаговой программы, используем мы какие-то другие методики, где скорее утверждают, что ты помнишь, что ты наркоман, и поэтому давай изучим такие, такие шаги — почему, что, как.
Есть идея в курсе НЛП-мастер, как "я-концепция". Если "я-концепция" — я — здоровый, нормальный, социальный человек, то это определённая база данных примеров, это определённое количество обратных примеров, это взгляд со стороны, это в том числе личное ощущение, что я трезвый и социально-здоровый человек. Это и знания, и отзывы референтных лиц, то есть значимых лиц о тебе.
Я так непросто выражаюсь, но я хочу вот на что обратить внимание. Подход этот очень простой. Допустим, у тебя 5 лет наркомании — представь обратные примеры. Задача сформировать в своей жизни 10% обратных примеров. То есть, ещё 90% позитивной социальной жизни: карьера, яркость жизни, отношения, близкие и семья.
И вот здесь, как раз-таки, в НЛП есть много инструментов, как это сделать. Есть стратегия Уолта Диснея, есть хорошо сформулированный результат, есть модель SCORE и есть модель стрессоустойчивости, части личности, договор, шестишаговый рефрейминг, выход за рамки. Есть творческое мышление, набор фокусов языка.
То есть, эти моменты, обучить человека… Потому что к сожалению, из моего наблюдения следует, что люди, которые попадают в зависимость, не умеют иначе реализовывать свои позитивные намерения, такие как: любовь, наслаждение, отдых, принятие себя, свобода, целостность, доверие мира, яркость жизни, спокойствие, как только с этим каким-то допингом.
И связывают это с одним. А идея социальности какая? Например, соперничество, выигрыш, азарт — в спорте реализовывать. Любовь, наслаждение — в семье. И так далее. Социально-приемлемые формы реализации этих потребностей. Но ввиду отсутствия стратегий: "А как это делать?" Если с детства требовали выученную беспомощность, или вообще нет обучения, или какой-то протест, вызов.
Или случай был — очень хорошие отзывы родители дали за ребёнка, который просто не вынес первой любви.
Ирина: Родительской?
Максим: Нет! Случилась в его жизни первая любовь, в таком возрасте 17-ти-18-ти лет. И девушка его бросила. И вот такого напряжения он не вынес, попробовал соли, оказался в неприятной ситуации и оказался в центре. А потом оказался у меня. И сейчас довольны родители. Этот процесс, о чём я сказал, эту программу мы определённую прошли.
То есть, он теперь знает, как реализовать свои позитивные намерения. Как настроить ту же самую коммуникацию, с той самой девочкой, от которой произошёл такой неприятный инцидент и не взаимопонимание. Что делать, когда любовь ушла. Что делать дальше. Или она безответная. Нет способов управления своими эмоциями или достижения позитивных эмоций.
Ирина: Максим, очень интересная техника, про которую перед прямым эфиром рассказали вы мне и я хочу чтобы вы рассказали о ней нашим телезрителям. Это техника Уолта Диснея. Расскажите пожалуйста, и мы уйдём на рекламную паузу.
Максим: Хорошо! Вот когда меня спрашивают скептики: "Что это НЛП? Манипулирование и так далее?" Я говорю: в чём манипулирование, например, техники "стратегия Уолта Диснея"? Жил-был Уолт Дисней, все его знают, смотрели его мультфильмы и даже воспитаны на них. И бытует легенда, что он свою команду водил по трём этажам.
На первом этаже он их просил мечтать, в буквальном смысле, поднимать глаза выше линии горизонта. Потому что поза мечтателя — она нам известна: руки за голову, откинуться назад, расслабиться, и позволить своему воображению работать на тебя.
Какой будет мультфильм. Какие будут герои, какие будут сюжетные линии, какие будут эмоции вызывать. Какие будут настроения: юмор или серьёзные моменты, что будет доноситься. Это первый момент — только мечтать.
На втором этаже он просил их действовать. Просил их реально работать, брать кульман, бумагу и трафареты и создавать. Творить и создавать мультфильмы. Рисовать, красить и так далее.
На третьем этаже он просил критиковать. Занять позу критика: рука к подбородку и поза наклонена вбок. Но, критикуют не мечту, а критикуют то, что сделали. Что удалось, и что улучшить. Есть ещё правило выдачи обратной связи. Не просто — это всё ерунда, это всё мазня какая-то. Там тоже есть позитивные намерения — обратите внимание на краски. Но это обратная связь низкого качества.
А обратная связь высокого качества — это как раз-таки один из навыков, который вы получите на курсах, кстати, это — сначала обратить внимание на то, что удалось сделать, а потом, что улучшить к плану, к срокам, к персонажам мультфильма.
Что происходит в данный момент? Отдельно у каждого из нас, есть вот эти разрозненные состояния: состояние мечтателя, состояние деятеля, который достигал точку B какого-то дела, состояние критика отдельно. Но в деятельности Уолта Диснея, она наиболее ярко выражается такая результативность. Это цепочка: сначала мечтатель, потом реалист, потом критик. А не сначала критик.
Ирина: Преобладает иногда у нас…
Максим: Иногда преобладает. Ты только заикнёшься, тебе сразу: "Ты делаешь всё не так!" Ну, а такие тренера бывают. По верховой езде бывают такие тренера. Как так можно научить ребёнка?
Ирина: [неразборчиво]
Максим: Это прям практика-практика! Прям жизнь-жизнь! Сразу с критики. Человек и сделать ничего не успел, или сделал, у него есть намерение — это же классно, активность есть. И, тот самый индивидуальный подход тренерский. Тем более, если мы хотим, чтобы наш ребёнок от точки А к точке B пришёл. Это обязаны все просто знать. Просто несовременно этого не знать!
Это моё экспертное мнение. Обратите на это внимание.
Ирина: Про дракончика быстренько так расскажем!
Максим: Быстренько про дракончика. Итак, перед вами ребёнок. Вы купили ему игрушку. Там разобранные детали, там на коробке какой-то дракончик. Шаг первый — мы говорим: "Давай с тобой представим — какой будет дракончик?!" Тело такого-то цвета, лапки такие-то, хвост там-то, голова там-то. Представили, помечтали.
Помечтали, что мы будем с ним делать — он будет летать, он будет играть, ещё что-то. Можно помечтать об этом. Второй шаг: "Давай последовательно начнём соединять туловище, прикреплять лапы, хвосты, голову, уши, язык и так далее". Шаг третий: "Давай с тобой критически посмотрим: всё ли у нас соответствует, всё ли на своих местах. Хвост может с головой поменять? Или крылья куда-нибудь в другое место вставить? Всё ли у нас на месте?"
Таким образом, что мы получаем? Мы ребёнку даём, взяв ответственность за то, что происходит с ним, встраиваем в него позитивную модель творческого мышления. Что даёт возможность ему, в том числе, конструировать свою дальнейшую игровую деятельность. И жизни. Конструировать события в своей жизни.
Где-то может быть поездка за грибами, отдых, карьера. Помечтал, какие будут грибы, подошёл к берёзе, посмотрел реально, собрал. Критически посмотрел: достаточно или недостаточно. Может пойти туда, туда, туда.
Ирина: Максим, тема — боевое НЛП. Очень интересный также вопрос от наших телезрителей: что происходит на тренинге? Всё-таки это боевое НЛП, может быть, там в какое-то состояние человек вводится?
Максим: Действительно, нужно понимать, что смысл этого тренинга обучающий. Нет смысла кому-то что-то разрушить. Всегда у нас есть техника безопасности. То есть, договориться о стоп-сигнале, проанализировать в дальнейшем какое-то воздействие, осознать, что тебя задело, научиться как технологию использовать, так и элементы защиты.
Я обязательно даю какие-то лайфхаки. Мы собираемся, я рассказываю идею, парадигму. Мы демонстрируем, я объясняю нюансы, записываю на флипчарте шаги, для людей процедурных и детальных. И затем, это всё в микро-группах люди делают, при определённом сопровождении. Потому что задача — обучиться.
И, понимаете, для чего я это преподаю. Для защиты жизни, здоровья, собственности, власти, любви и денег.
Ирина: Потренируемся на котиках? На мне?
Максим: Ну, мы потренируемся, под запрос. Якорение — есть такая тема, наверняка слышали. Есть идея в том, что определённые стимулы у нас вызывают определённые реакции. Условный рефлекс, наверняка знаете. Неожиданно увидев какую-то картину, попав в какое-то место, человек может попасть в некое плохое состояние.
Грустное, печальное, плохое настроение, сжатый тонус, напряжение в мышцах и так далее. А есть очень хорошие состояния: актуальные, ресурсные, состояния своей активности, тонуса и так далее. И вот связать их можно. Как этим можно управлять? НЛП говорит нам, что можно этим управлять с помощью якорей.
Якоря — это стимул, связанный с определённой реакцией, он может быть визуальный, аудиальный, кинестический. Вот почему по тренингам эффективнее изучать НЛП? Конечно, можно и по книгам, можно иными способами, по интернету. Но, тренинг оффлайн отличается тем, что мы используем более практичные вещи, более эффективные вещи для обучения.
Например, я попрошу вашего разрешения дотронуться, до вашей руки.
Ирина: Пожалуйста.
Максим: Первым делом, я попрошу вас вспомнить это очень ресурсное для себя состояние, актуальное, тонус мышц, расслабленное. Отдых, или какое-то актуальное состояние.
Ирина: Всё, я уже на берегу. Закрывать глаза?
Максим: Можете закрыть! Это заметно. Это, как правило, заметно в тоне речи, в голосе, в улыбке, мимике и т.д. Всё вы там?
Ирина: Да, плыву!
Максим: Я это состояние якорю! То есть связываю его с определённой степенью нажатия, площадью нажатия. Якорь должен быть индивидуальным, воспроизводимым и интенсивным. Поэтому мы просим в очень ресурсное состояние войти на тренингах.
Ирина: Ну, в прямом эфире тяжело, но я постараюсь. Так, я уже там, примерно.
Максим: Условно, его можно воспроизводить тогда, когда вам нужно быстро восстановиться или почувствовать какой-то стресс.
Ирина: То есть, я вспомнила то состояние, я присела или стою, вспоминаю…
Максим: Да, условно говоря, какая-то коммуникация, которая вам не нравится. Вы нажимаете на руку, как на кнопку, и воспроизводите это состояние прямо сейчас!
Ирина: Классно! Обязательно воспользуюсь этим на каких-нибудь прямых эфирах! Дотронусь до чьей-нибудь кнопки!
Максим: А это так и работает. Например, нужно вам на совещание, на котором начальник стрессовый, или общение с трудным клиентом или общение с неприятными людьми, мы можем, буквально собой управлять. НЛП призвано это делать, используя свою природу. Поэтому, друзья, развивайтесь!
Приходите к нам на доступные семинары! Звоните по телефону 213-63-57, отслеживайте в социальных сетях, и милости просим вас на тренинги по нейролингвистическому программированию!
Ирина: Максим, спасибо ещё раз, за то, что посетили нашу студию! Очень интересная беседа получилась! Друзья, напоминаю, что в гостях у нас был Домников Максим — тренер НЛП, руководитель региональной тренинговой академии НЛП. Друзья, мы с вами прощаемся! Всем хороших выходных! Отдыхайте! И увидимся в понедельник, на "Первом Городском" телеканале!