Ещё в 20-х годах 20-го столетия появились первые работы по выявлению "неинтеллектуальных" способностей человека. Тогда было введено понятие "социальный интеллект", а далее, в 60-х годах трансформировано в термин "эмоциональный интеллект". Уже тогда была выявлена высокая эффективность человека при целенаправленном обращении к эмоциональному интеллекту при решении различных системных задач. Но наибольший рассвет Эмоциональный интеллект получил в 80-90-е годы 20-го столетия. И сейчас уже трудно найти организации, никак не внедряющие основы эмоционального интеллекта в управление и обучение сотрудников. Осознание своих эмоций позволяет частично ими управлять, а также частично понимать мотивацию принятия решений, понимание чувств сотрудников позволяет влиять на эффективность их труда. Польза неоспорима.
Может ли "интуитивный интеллект", как когда то "эмоциональный интеллект", создать новую навыковую нишу в управлении?
Эйнштейн называл интуицию "священным даром, а разум её верным слугой". Менделееву во сне приснилась периодическая система элементов. Уверен, что каждый человек хоть раз в жизни испытывал момент "Вау! Я знаю как надо!" или "Несмотря на логическую цепочку данных, я принял такое решение, потому что чувствую, что оно верное". Чем взрослее и мудрее мы становимся, тем чаще, при постановке сложных системных задач, ставим низкие оценки логическим размышлениям". Почему? Возможно потому, что наш логический разум просто не в состоянии обработать те масштабы данных, которые находятся вокруг нас и требуются принципиально новые навыки для выбора необходимых информационных единиц.
Стивен Полманс, Профессор нейронаук и стратегического лидерства школы менеджмента Антверпена:
"Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы получить максимум от использования мозга. Это необходимый шаг в эпоху больших данных".
Какие именно способности нашего мозга имеются в виду? Нейронаука прилагает огромные усилия для получения адекватных представлений о нашем сознании и возможностях мозга. Возможно, будущие открытия будут связаны именно с нашими возможностями чётко оперировать огромными данными, умениями извлекать только необходимую и чистую информацию исходя из стоящих в данный момент задач. От глобальных до текущих операционных, повседневных задач. Очевидно, что одним из таких навыков будущего будет управляемая интуиция. Как и любой навык, интуиция может быть алгоритмизирована в том смысле, что мы можем иметь косвенный доступ к её возможностям. То есть, выстраивая взаимодействие с ней определённым образом, мы можем использовать её сверхвозможности.
То, что пока находится за границей объективного опыта, может стать субъектом для нашего исследования и использования.
Уже существуют и применяются некоторые методы управляемой интуиции в организациях. Анализ стратегии, диагностика персонала на основе интуитивных данных и многие другие задачи возможно решать с дополнительным привлечением интуитивных возможностей.
Большинство технологий найма или определения зоны роста сотрудников совершенно механистичны. Спросите в приватном разговоре у любого опытного HR-специалиста, в каком соотношении "интуиция/объективная информация" он принимает решение относительно того или иного сотрудника. Уверен, вы знаете ответ.
"Лидер-это тот, кто может определить ближайшие границы зоны развития своих сотрудников".
И интуиция здесь может быть незаменимым игроком.
Про управление.
Спросите у любого опытного руководителя любого уровня как он принимает стратегические решения. Даже если перед ним железные факты и логика, он наверняка даст себе время, переключится на другие текущие задачи. Даст время для каких-то процессов в голове, которые должны прорости в какое-то пока неизвестно для него знание. Он даёт возможности своим другим мозговым возможностям.
Стивен Полманс:
"Одним из важнейших качеств лидера — это мета когнитивный навык. Обладать сознанием о своём сознании. Умение выйти из своих отождествлений и наблюдать за самим собой".
Умение растождествиться со своим обычным поверхностным состоянием сознания даёт возможность переключения на интуитивные каналы информации.
Про инновации в организациях.
Как Леонардо да Винчи извлекал новые идеи из воздуха. Ясно, что он использовал при этом не простой перебор научных и исторических фактов. Ничего сверхъестественного в его работах вроде бы и не было. Использовались только те, материалы, которые были доступны на тот период времени. Поэтому, очевидно, что он опирался на уже имеющиеся данные, но соотнести и сгруппировать их он мог так, как никто другой. Он умел правильно извлекать информацию из больших данных того времени. А это интуитивный канал восприятия.
Погружение в данную тему несёт огромные возможности для руководителя будущего. Завершить статью хотелось бы следующими словами Юваля Харари, сказанные им на Давосском экономическом форуме:
"Человеческий вид стоит на самой границе перед социо-биологической революцией, где на первое место выходит мозг и разум."