Если быть до конца честной, начала писать эту статью только потому, что получила домашнее задание от обучающего проекта. Действительно, навык самопрезентации чрезвычайно важен и полезен, если Вы заинтересованы в продвижении своих услуг.
Учиться, так учиться,
Тренинг, так тренинг, чтобы потом…
"Летать, так летать …" и "Лучше поздно, чем никогда" подумала я и взялась за дело.
Зовут меня Лариса Дубовикова, родилась я 21 апреля 1969 года. Живу в городе Ижевск Удмуртской республики. Мой "широкий кругозор" (про который один из моих клиентов написал в рекомендательном письме) начал формироваться в раннем детстве. Родителям нравилось читать мне сказки, а затем просить их пересказывать, поэтому довольно рано я начала декламировать, записываясь на магнитофон под восторженные улыбки родителей, сказку про курочку Рябу: "Не пачь, дед. Не пачь, баба. Я снесу вам дугое яйко — не тотое, а тотое".
Знаете, сегодня модно задавать вопрос: Каков ваш жизненный девиз? Обычно на этом месте я, как и большинство, наверное, других людей, начинаю изо всех сил примерять на себя высказывания разных мудрецов, чаще восточных. А вот недавно поняла, что если снова быть честной с самой собой, то вся моя жизнь проходит под девизом: "А что если …?" Поэтому благодарным ребёнком я никогда не считалась.
На любую попытку родителей передать мне свой опыт и предостеречь от опасностей срабатывало неизменное "А что если…?" Это когда человеку говорят: "Не наступай на грабли", а он моментально отправляется на поиск этих граблей и экспериментирует с ними до тех пор, пока ссадины на лбу не переходят в кровавую мозоль. Видимо, по этой же причине неоднократно пришлось отогревать тёплой водой "железяки", к которым я прилипала языком в морозные зимы.
Поскольку родители достаточно рано заставляли меня читать взрослые книги, в итоге это вылилось в любовь к литературе. Читать люблю до сих пор, только не всегда нахожу время. Помню потрясение от первого знакомства с Достоевским. Библиотекарь в школе заявила: "Девочка, тебе это читать рано", за то подруга на день рождения подарила сборник. Представляете, когда-то книга считалась лучшим подарком, и она действительно им была!
Кстати, очень благодарна маме за то, что при ежегодных поездках в Москву она приучала меня не к магазинам. Это всегда были Собор Василия Блаженного, Кремлёвские музеи и "Третьяковка" с её знаменитыми "Неравным браком" Василия Пукирева, "Княжной Таракановой" Константина Флавицкого и "Явление Христа народу" Александра Иванова. Работа Флавицкого подтолкнула к знакомству с великолепными историческими очерками Григория Данилевского. Поездки к Чёрному морю тоже всегда были насыщены культурной программой, меня заставляли (слава Богу и моей маме) посещать музеи и представления гастролирующих столичных театров. Именно так я познакомилась с искусством балета и окончательно поняла, что классическое искусство воспринимается только в подлинниках, "живьём" и в исполнении настоящих мастеров. Копии, видео и аудио здесь бессильны что-либо передать.
Почему я так подробно остановилась на этой теме? Уверена, что все это стало в подростковом возрасте своеобразным маяком, сформировавшим мою систему ценностей. А ещё я уверена в том, что перечисленные выше шедевры вообще мало кого способны оставить равнодушным. Ближе к выпускным классам появилась мечта о филологическом факультете. Тем более, что повезло со школьным преподавателем. Это была замечательная Людмила Александровна Оглезнева, На вопрос: "Людмила Александровна, Вы точно наш класс не бросите и доведёте до выпуска?" Она пообещала: "Точно" и улыбнулась. А после летних каникул выяснилось, что у нас другой учитель русского языка и литературы. Людмила Александровна объяснений нам не давала и я обиделась так, что просто перестала с ней здороваться. И уже после окончания школы, увидев некролог в газете, услышала от других её учеников, что причина была в злокачественном заболевании крови…
Потом были подготовительные курсы в УдГУ с великолепной Татьяной Петровной Ледневой, лекции которой запоминаются на всю жизнь, и всё-таки принятое решение о том, что на филфак поступать я не буду. Услышав о моем решении, родители-таки погоняли меня ремнём по квартире, вернее, попытались это сделать, потому что не догнали . Кстати, уже во второй раз — первый был после моего заявления, что в музыкальную школу я больше не пойду.
Затем было медицинское училище (надо же где-то учиться) и работа на станции скорой медицинской помощи в великолепном коллективе рядовых сотрудников и настоящих врачей с большой буквы! Три года на работу, как на праздник — оказывается, такое бывает! Но почему-то первое воспоминание, которое приходит в голову, такое: здание находилось ну почти на территории Летнего сада им. Горького (во всяком случае, ходить через Летний сад было короче) и соседствовало с маленьким зоопарком. По утрам, когда территория Летнего сада была ещё закрыта, она охранялась, как бы вы думали кем? … Одним бешеным козлом, которого из зоопарка выпускали на прогулку. Спасало то, что не каждый день. Но уж заслышав вдалеке "цок-цок-цок" приходилось припускать во всю прыть, надеясь на то, что ты окажешься быстрее этого козла. Правда, любителей живой природы, пытавшихся наладить с козлом эмоциональный контакт, он не щадил! Кому попадало рогами сзади, а кому, знаете, и спереди …
В конце концов, я оказалась в числе студентов психологического факультета Вятского социально-экономического института. До сих пор искренне сочувствую людям, которые говорят "Не понимаю, зачем я получал высшее образование". С другой стороны, не везде в студентов вкладывают столько сил и души. Мне очень повезло! В команде высококлассных преподавателей были Александр Константинович Росс (Садиков) (религиоведение), Владимир Сергеевич Сизов — профессор (философия), Бронислав Брониславович Виногродский — китаевед (психология нестандартного мышления), Ли Дзи Шен — профессор Пекинского университета (цигун). И среди этого изобилия экзотики, конечно, преподаватели основных профильных дисциплин Михаил Геннадьевич Кочуров — кандидат психологических наук, Марина Владимировна Злоказова — доктор медицинских наук, профессор и Алла Витальевна Пачина (групповые формы работы). Всем вам, талантливым и уникальным, вечно молодым и прекрасным, любящим своё дело и своих учеников — низкий поклон! Верьте, всегда вспоминаем вас с большим теплом и благодарностью! Вот в этой команде преподавателей пришлось учиться, образно говоря, жить, ходить и дышать по-новому, корректируя и свою систему ценностей. Например, нам часто повторяли: "Хотите работать с проблемами других людей, обязаны сначала разобраться со своими" или "Уже 20 минут читаю лекцию и до сих пор ни одного вопроса. У вас что, своё мнение отсутствует? А как же вы тогда логику сдавали?". Часто практиковались проблемные кейсы, когда студентам в микрогруппах предлагалось самостоятельно найти и аргументировать решение проблемы, над которой работал тот или иной учёный. Да к тому же в Кирове, куда мы приезжали на лекции, есть свой органный зал в бывшем католическом костёле. Естественно, ни одного концерта мы не пропускали. Одним словом, эта учёба была сплошным удовольствием и праздником. Да, на встречи с замечательными людьми мне везло всю жизнь.
Чем живу сейчас? Больше 20-ти лет меня занимают темы управления персоналом и управленческой психологии, обучения и развития персонала, бизнес-тренинги. Другими словами, я "персональщик" и сертифицированный тренер. Здесь объединились мои знания, практические навыки, опыт работы и неизменное "А что если…?" К тому же процессы, происходящие внутри организации, показались мне много интереснее и сложнее, чем отношения между членами семьи. Это моя сильная сторона и она же моя самая большая слабость-утопия, отказаться от которой я до сих пор не готова, потому что очень люблю и умею работать с людьми. Сейчас поясню.
Уважаемые работодатели, предприниматели и руководители всех рангов! Ваши сотрудники больше всего нуждаются в Вашем уважении, доверии и любви. Именно это сделает ваших подчинённых вашими адептами и адептами вашего бизнеса. Поверьте, такое отношение не противоречит чётко отлаженной системе контроля результатов. Менеджмент не противоречит таким отношениям, а только подробно объясняет, как добиться максимально эффективного результата. Да, иногда приходится расставаться с людьми, но увольнения тоже должны быть оправданы. Многим кажется, что выгоднее принять на работу, выжать и выкинуть, не заплатив. Появились, типа, "как тренеры", которые советуют брать на работу только тех кандидатов, которых можно будет легко уволить, "запуганных по жизни". Все эти руководители не очень счастливые люди в том плане, что они никогда не видели ничего "слаще морковки" (что, конечно, не отменяет их достоинств в других сферах бизнеса).
Можно до бесконечности бояться, перестраховываться и защищаться, зарабатывая как-нибудь.
Можно создать сильную команду и рвануть вперёд. Поверьте, это не сложно и не занимает много времени.
Сложность только одна — руководитель должен быть готов меняться вместе с участниками своей команды, иначе чуда в бизнесе не произойдёт никогда! Зато надежда, как известно, умирает последней.
Конечно, в моей жизни было гораздо больше интересных людей и ещё больше ошибок. Писала я только о том, что первое всплывало в памяти, а вспоминается, как известно, только хорошее. Кажется, это все, что я хотела сказать. Теперь итог.
Вспоминая Лао Ли (или даосизму посвящается):
- Я посредственный психолог, потому что мне не хватило терпения развиваться и работать в сфере личностных отношений, как многим моим коллегам;
- Я посредственный тренер, потому что мне не хватает гибкости, чтобы подстраиваться под все требования моих клиентов, как это удаётся другим тренерам, а я могу только показать вам, как работают чужие методики;
- Я посредственный "персональщик", потому что не умею и не пытаюсь использовать ситуацию, извлекая для себя максимальную выгоду, как это научились делать многие, даже начинающие, специалисты в этой сфере;
- Я посредственный менеджер, потому что так и не создала свою команду.
И всё-таки окидывая взглядом пройденный отрезок пути, я понимаю, что всё получилось даже очень неплохо!