Делюсь опытом и высказываю своё мнение на эту тему. В былые времена, когда я устраивался в одну из крупнейших компаний на рынке FMCG на позицию корпоративного бизнес-тренера, я ещё не совсем понимал всю специфику работы. Сегодня в 2022 году, когда я уже сам собственник компании Мегатренинг и бизнес-тренер со стажем 10 лет, могу поделиться своим мнением на этот счёт.
Часто бывает, когда корпоративных бизнес-тренеров выбирают из числа сотрудников компании. Например, бывшие РОП или TSM, когда у сотрудников существует знание специфики работы компании изнутри. Я тоже именно за этот вариант. Первым делом необходимо посмотреть и оценить кандидатов внутри компании, а уже после изучить внешний рынок.
Проанализировать их положение в компании. Бизнес-тренер — это человек, который сложные вещи делает простыми, может увлекать, обучать, мотивировать на развитие всех окружающих. Поэтому я всегда подмечал тех ребят, к кому уже ходят за советом. Кто уже поддерживает своих коллег и делится опытом. Кто проявляет нужное позиционирование и действительно соответствует этому (это очень важно).
Особенность работы во многих компаниях именно штатных бизнес-тренеров — это отсутствие прямого влияния на сотрудников. Для тех, кому бизнес-тренер проводит обучающие программы, он не является руководителем. Поэтому важным аспектом станет позиционирование и подтверждение своей квалификации в глазах других коллег. Конечно, всегда есть некая поддержка ТОП-менеджмента, но бизнес-тренер сам строит свой имидж в компании.
Взрослого человека вообще нужно учить не под страхом увольнения, а разжигать интерес и как бы продавать ему идею необходимости развития своих навыков. Это то, что нужно знать каждому корпоративному бизнес-тренеру.
- Я считаю, самый первый параметр выбора корпоративного бизнес-тренера в штат — это верное позиционирование и поддержка ценностей компании и команды. Позиция со всеми окружающими на равных. Бизнес-тренер — это не учитель жизни и совсем не тот человек, который успешен во всех сферах. Поэтому, тех потенциальных кандидатов, у которых на голове "корона", я тоже всегда обходил стороной. Тут по моему мнению всегда работает пословица "Не все то золото, что блестит" и "Будь попроще — и к тебе потянутся".
- Вторым делом нужно понять мотивацию. Зачем ему вообще быть бизнес-тренером. Что он конкретно хочет, какие ожидания, как представляет саму работу. Когда я в своё время отвечал на этот вопрос, я вспоминал своих коллег. Кому помог стать лучше, кому помог освоить новые навыки, кому помог выполнять планы. И сегодня я вижу, как те ребята, которых я учил раньше, стали ТОП-руководителями, открыли бизнес и стали успешны.
Помните фильм такой "Пока не сыграл в ящик" с Джеком Николсоном и Морганом Фриманом. Там был такой момент: "Как измерить ценность человеческой жизни? Кто-то скажет, что её можно измерить друзьями, кто-то верой…"
Так вот мне кажется бизнес-тренера можно измерить тем количеством учеников, которые стали после его программ лучше, успешней, эффективней. Когда думаешь про мотивацию и причины — мои мысли идут в эту сторону, а финансовая сторона только подчёркивает, что я думаю верно.
- Третий параметр — это уже должный уровень квалификации. Тут я имею ввиду знания, навыки, результаты работы, отношение к работе.
Существует множество инструментов, как это можно понять и померить. Центры оценки, личные интервью, демотренинги, тестирование, видеовизитки. Конечно, мы всегда хотим видеть готовых суперменов, но разглядеть задатки и подходящих кандидатов в этой профессии возможно.
Я встречал в своей работе очень странных кандидатов. Которые предполагали, что бизнес-тренер — это только "проводить тренинги", а результат не важен. Конечно, такие ребята дальше не проходили.
Важный параметр бизнес-тренера — это мыслить и делать все для результата. Мерить его до и после, анализировать причины, подбирать нужные инструменты. Тренер должен сам быть менеджером. Принимать управленческие решения и обязательно смотреть шире.
Тренинг сейчас — только одна из опций. Существует множество комбинированных подходов. Когда тесты, вебинары, семинары, лекции, тренинги, обучающие ролики, квесты, геймификация, стратегические сессии складываются в единый маршрут обучения и развития компании и сотрудников в целом.
Все эти инструменты могут давать разный эффект в той или иной ситуации. Бизнес-тренер знает это и может использовать в компании любое сочетание этих инструментов. Держа в голове главный показатель — результат.
В итоге хочу сказать, что в нашей стране профессия бизнес-тренера уже достаточно крепко вошла в нашу жизнь. С каждым годом я вижу больше ясности и понимания в глазах коллег и клиентов. Но должного уровня ожидаемой квалификации не хватает. Призываю всех нас учиться и быть каждый год лучшей версией себя самого. Всем успехов в делах!
С уважением, бизнес-тренер, Константин Пушнин.