Мы все состоим из множества игр. У кого-то их меньше, у кого-то — больше, но, всё равно, эти игры есть всегда для любой сущности, которая имеет форму. Количество игр зависит от того, насколько человек разносторонен, насколько глубоко он познает жизнь и вспоминает себя. Поэтому все мы отличаемся друг от друга по количеству, качеству и направленности игр, в которые играем.
Если человек не понимает, что играет, а принимает всё всерьёз, как тот Василий Иванов, который решил, что он принц датский Гамлет, то он не увидит выхода из конкретного спектакля.
Даже игры в родственников, в семью, предполагают роли — "Мама", "Папа", "Сын", "Дочь" — и этим они ничем не отличаются от других игр. То, что мы постоянно находимся в процессе игры, легко можно понять на вышеизложенном примере: Василий — Вася — Василий Степанович — Васёк — Иванов, один и тот же человек, последовательно и одновременно участвует во множестве игр. Игр может быть сколько угодно, а игрок — всегда один.
Если во всех этих играх участвует один и тот же человек, то это говорит о том, что он, в данном случае Василий Иванов, шире любой из этих игр. Он — как человек, пришедший в игорный клуб: поиграл в шахматы, а когда надоело, то взял шашки, потом карты, затем подошёл к бильярдному столу… Играет тот же самый человек, а игры меняются.
Поэтому любая сущность — в том числе и человек- всегда шире любой из игр, а не наоборот. Если мы считаем, что игра шире нас, то тогда игра начинает управлять нами — карты, шахматы, бильярдный кий играют человеком. Это касается, в том числе, и религии. Если считать, что религия управляет человеком, то тогда он становится её рабом. Если же мы понимаем, что религия — одна из игр, пусть и большая игра, то, соответственно, мы управляем религией. Потому что это наша часть. Невозможно, чтобы палец управлял телом, или правая пятка, или ухо. Бред, но очень часто получается, что происходит именно так.
А что об этом говорит Геннадий Эль в своей книге "Мужское и Женское. Вспомни Всё"?
"Если человек понимает, что он играет во все эти игры, но не заигрывается, то это первый шаг для того, чтобы видеть происходящее. Это значит видеть выше, дальше границ шахматной доски, видеть всю игру, понимать происходящее, то есть стать хорошим игроком, Артистом. Есть другая фаза: когда актёр научился видеть со стороны весь спектакль как процесс, то он может стать Режиссёром. Или Администратором. Значит, человек уже со стороны видит всю игру и может ею управлять. Это функция режиссёра. Он может влиять на актёров, на участников игры, даже ими командовать. Это — взгляд со стороны, руководящий взгляд.
Если человек достаточно хорошо освоился с ролью режиссёра (а это тоже очередная игра), то он может перейти в следующую фазу, на следующий уровень. Это Сценарист или Автор, Драматург. Тот человек, который создаёт свою игру. Таких людей достаточно мало, но они существуют. Это люди, которые создали свои собственные учения, мировоззрения, ложные или истинные — неважно. Но они их создали, за ними пошли люди, по правилам их игр стали жить страны, народы и целые континенты. Это, в частности, отцы-основатели мировых религиозных конфессий, в том числе прежних и современных тоталитарных сект, основоположники коммунизма, либерализма, национал-социализма, анархизма, саентологии — примеров много.
Что же получается? Дело в том, что каждый человек хоть раз в жизни побывал или бывает в этих качествах. Он бывает и Сценаристом, и Режиссёром, и знающим свою роль Актёром, который не заигрывается. И всё это в одном единственном лице. Наступают моменты, и хоть на секунду мы становимся Творцами, Авторами, когда создаём свой мир, свою собственную игру. Разница лишь в том, что у некоторых людей эти моменты бывают чаще или дольше, а у некоторых — меньше или реже. Всё зависит от конкретного человека.
Сверхзадача состоит в том, чтобы понять всё игровое "триединство" изнутри. Потому что человек одновременно является и игроком, и тренером, и владельцем клуба. И всё это в единственном числе. Человек вспоминает самого себя именно через эти процессы."
Артист — это каждый раз творец нового образа, творчески подходящий к роли актёр. Актёр — от слова "акт", действие, а артист — от слова "арт", то есть искусство, творчество. Здесь существует большая разница. Искусство — это всегда творение, а акт — это всего лишь действие в рамках процесса. Так вот, если человек кроме Актёра и Артиста является ещё и Режиссёром и Сценаристом, тогда он становится гармоничной сущностью. Потому что игры выходят далеко за пределы личности (и сущности тоже), туда, где уже начинаются другие игры, другие миры, пространства, другие скорости, но ничего не меняется в принципе. Те же самые игры, те же самые роли, просто названия и формы другие.
Гармоничное развитие, эволюция происходит тогда, когда человек прошёл через все три ипостаси — Артиста, Режиссёра и Сценариста, только после этого он плавно выходит на следующий виток развития, ему данная игра уже не интересна, он просто расширяется и идёт дальше. Это как пирамида, которая растёт вверх, опираясь на широкую свою часть.
Я считаю, что этот путь — самый эффективный, оптимальный и, скорее всего, самый правильный. Скорость роста этой пирамиды, конечно, зависит от самой сущности, от самого человека. От того, насколько он хочет и готов вспомнить — кто он есть, вспомнить самого себя, настолько и растёт его пирамида.
Ещё раз повторю, что если мы знаем правила конкретной игры, если мы видим со стороны эту игру, умеем в неё играть и не позволяем себе заигрываться, то у нас есть возможность, разрешение перейти к следующей игре, более сложной. Это как в игре на компьютере: есть определённые уровни. Проходишь один уровень — переходишь на более сложный и продвинутый. Так и здесь. Если мы осваиваем те игры, в которые играют люди, значит, мы уже можем совершенно спокойно, ничего не теряя при этом — потому что невозможно потерять то, что уже имеешь — перейти к следующей игре. Причём, не отрываясь от той игры, в которую мы играли. Она всегда с нами.
Другими словами, у человека есть бесконечное множество участков, а он упёрся в один и только им и пользуется, а тот уже превратился в болото, не плодороден. Я предлагаю посмотреть вокруг, ни в коем случае не оставляя заброшенным тот участок, который освоен, а просто перейти на следующие, расширить свою территорию в буквальном смысле слова. Некоторые пугаются: ведь этот участок родной, пусть и болото, но своё, а вдруг он куда-то исчезнет или разрушится. Но не может исчезнуть то, что уже есть. Здесь не противопоставление, не отрицание, только расширение. Это путь к самому себе, воспоминание самого себя.
Итак, чем точнее мы вспоминаем каждую из игр, а все мы состоим из этих игр, тем нам проще эту игру отыграть. Отыграть — это значит полностью принять правила игры и исполнить свою роль в этой игре. Признать, принять и исполнить. Физически выполнить, материализовать. Каждый играет и сдаёт определённый экзамен. Когда мы осваиваем очередной участок, он, как дверь, пропускает нас к следующим территориям. А за спиной у нас остаются освоенные участки, куда мы в любой момент можем вернуться, отдохнуть и расслабиться.
Основные правила деятельности человека в целом можно назвать Мастером Игры.