Если сравнить работу мамы (а это ого-го какая ещё работа!) с профессиональной (так же, как это делают управленцы для оценки персонала), то в ней можно выделить те же уровни мастерства.
Уровень 1-й. Новичок. Новоиспечённые мамы. Которые хотят все делать правильно. Даже пупочек зелёнкой смазывать — и то по строго определённой технологии. Не говоря уже о "жизненно необходимых" стульчиках, ходунках и прочих "обязательных" (по мнению производителей) атрибутах. Мамы-новички спрашивают советы (бесплатные) у всех подряд и следуют им, не задумываясь о последствиях.
Так же, как и в профессиональной среде, среди мам-новичков отчётливо выделяется особый подуровень — Дилетант. Не все Новички Дилетанты, тем не менее встречаются и такие.
Дилетант — это человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки. Родила и занимаешься. Не назад же заталкивать. Но в отличии от Новичка Дилетант уверен, что знает.
Так что, оказывается, Дилетанты "знают" больше всех! И в воспитании они тоже разбираются лучше всех. Они же уже 2-х родили, а посему уверены, что развитие происходит так, как они решили, а не как учёные говорят. У учёных у некоторых вообще детей не было, а тут аж целых 2-е! А то, что учёные по 50 детских садов за раз исследуют по несколько групп из пары десятков детей каждая, чтобы выявить объективные закономерности, так пусть исследуют, делать им нечего.
Уровень 2-й. Специалист — человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Ну, да, хочешь, не хочешь, а растить-то надо. Что производит (создаёт) такой специалист? Судьбу ребёнка. Жалко только, что без специального образования мамы становятся специалистами, когда уже появляются результаты их самомнения — опыт. Тогда они видят (уже видят), что они, оказывается, знают, ой, как недостаточно. А, проходя обучение, восклицают: "Знать бы всё это раньше!"
Уровень 3-й. Профессионал — человек, который знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и не действует вне рамок своей компетенции. Ко мне в курсы, кстати, чаще записываются именно такие. Т.е. у них уровень и так высокий, а они стремятся его ещё больше повысить. Потому как адекватно оценивают и свои знания, и научные. Они знают им цену. И, самое главное, могут экстраполировать эти данные в будущее (интеллектуальный аспект профессионализма).
Уровень 4-й. Мастер — человек, знающий множество нюансов своего дела, знающий, как все эти нюансы взаимосвязаны, и способный управлять ими по своему желанию. О самомнении здесь говорить сложно. Потому что это уже не субъективное мнение, а объективное знание.
А теперь, что они могут. Оценивать-то — оценивают, а могут что?
Самым важным отличием Профессионала, Специалиста и Дилетанта, — пишет управленец, у которого я позаимствовала показатели уровней мастерства, — является стабильность или не стабильность показателей качества. Дилетант с вероятностью 99% проваливает задание или тест, только 1% случайности может спасти ситуацию. Специалист — даёт качество на троечку, иногда на 3+, важный показатель — нестабильность. Профессионал гарантировано даёт качество на 4+, иногда, по настроению, на 5.
Что это означает в нашем случае? Учитывая, что мамы производят судьбы? 1% попадания при 100%-самомнении в правильности своих воспитательных методов. А потом — и откуда у нас столько несчастных судеб?
Вот вам и мамский уровень мастерства. И никакой материнский инстинкт с самой сильной мотивацией ситуацию не спасут. Только 1% случайностей. Нет знаний — значит их нет. 1% попаданий, а остальные силы, время и деньги, вложенные в воспитание — на ветер. Тогда как эти же деньги, силы и время можно вложить в рост своей родительской компетентности и мало того сэкономить свои 99%, да ещё и более высокие результаты получить.
Как думаете, почему мамы так не делают?