Когда речь идёт о бизнесе, важно внимательно отнестись к выбору партнёра. Дмитрий был уверен, что так и сделал. Однако события, последовавшие за этим выбором, стали уроком и жизненным опытом, который не каждый захочет приобретать в жизни.
Дмитрий крепко дружил с Ильёй во времена университета, но дальше пути разошлись. Илья женился и свободное время посвящал семье, а Дмитрий горел работой. Отношения стали приятельскими и от крепкой мужской дружбы остались только приятные воспоминания. Тем не менее, и Дмитрий и Илья остались друг у друга на виду и состояли в одном бизнес-сообществе. Поэтому, когда у Дмитрия родилась бизнес-идея, для реализации которой был нужен партнёр, Илья попал в список претендентов.
Дмитрий понимал, что бизнес с друзьями, даже бывшими, не лучшая затея, поэтому стал искать кого-то ещё, такого же подходящего для сотрудничества. Но не нашёл. В голове он уже нарисовал образ надёжного, готового поддержать и развивать его идеи партнёра. И отметал претендентов из ближайшего окружения одного за другим. Люди казались не надёжными (это проекция), чувство внутренней настороженности и тревоги тормозило процесс выбора. Всё было не то…
Вот бы такого товарища в партнёры, как в универе — чтобы вместе в огонь и в воду, и через медные трубы, да с победой и на коне. Дмитрий всё больше идеализировал воспоминания о дружбе с Ильёй и проецировал их на бизнес-отношения.
А не идеальный ли это партнёр? Да, конечно, жизнь развела после универа на 5–7 лет, но это же не страшно. Разве мог измениться человек за столь короткое время?
Конечно нет! — так размышлял Дмитрий, и чувствовал воодушевление и уверенность в том, что понял с кем хочет работать. Пазл сложился, и Дмитрий поставил перед собой цель: уговорить Илью на сотрудничество.
Друзья, вы наверняка заметили, как много проецирует Дмитрий, это одна из типичных ошибок на этапе преконтакта, ориентировки. Кроме этого заметно, что Дмитрию нужнее это партнёрство, чем Илье — про это говорит его цель "уговорить Илью на сотрудничество". Давайте обозначим какие ошибки бывают ещё:
Типичные ошибки на этапе ориентировки
- Проскакивание преконтакта. Не распознавание кто есть кто. И тогда ошибка в размере партнёра. Проецирование на него своих представлений. Очарованность партнёром. Как он красиво говорит. Как хорошо одет. Никто не знакомится со словами: "Сколько у вас кредитов?"
- Подмена понятий. Мы развиваем "наш" бизнес. А по факту бизнес кого-то одного. И человек вдруг развивает интересы другого человека.
- Согласование о чем именно договорились партнёры. Различное видение ситуации.
- Состояние зависимости. Одному нужнее сотрудничество, чем второму, и тогда он готов вкладывать временные, денежные и другие ресурсы намного больше.
- Перекос ответственности. Думаю, здесь понятно.
- Контакт без опоры на себя и свою чувствительность.
Дальше события развивались быстро. Дмитрий уговорил Илью на совместный бизнес и создал условия для старта. И дело пошло. Первый успех окрылял. Дмитрий нёсся вперёд и делал работу. Илья же откровенно "не тянул", при этом чувствовал себя отлично и только пускал пыль в глаза.
Шло время. Дмитрий устал тянуть бизнес один и понял, что переоценил партнёра. Тогда он решил поговорить серьёзно и прояснить — а что, собственно, происходит, и планирует ли Илья делать свою часть задач.
Разговор сложился удивительным образом. Вместо аргументированного и целостного взрослого разговора произошёл конфликт, построенный на обвинениях и обесценивании. Илья возмущённо кричал что Дмитрий должен быть благодарен за то, что Илья согласился работать с ним, что делает очень много всего, но не мог назвать что же именно. При этом, Илья не забыл спровоцировать чувство вины у Дмитрия, что это именно его идея работать вместе, и что ради него Илья оставил работу в компании. Конструктивных предложений в конфликте озвучено не было, и стало ясно что Илья не будет и не хочет менять расслабленную жизнь и работать на равных. А вот получать деньги и тратить на равных устраивало.
Дмитрий был в шоке и после конфликта остался с вопросом "Что это было?" и нужно ли длить такое партнёрство. Если бы не было смешения контекстов дружеских и деловых отношений, Дмитрий остановил бы сотрудничество не раздумывая. Но сейчас ситуация сложнее: Илья друг. Разве можно разрывать отношения с другом после первого конфликта? Чувство вины за такие мысли не давало покоя.
Дмитрий и не заметил, как деловые и личные взаимоотношения сплелись в другой узел и личные отношения стали мешать бизнесу.
Дмитрий не стал опираться на свою чувствительность, проигнорировал чувства злости и отвращения ситуации, и постарался подойти к решению ситуации через голову. Дмитрий дал Илье ещё один шанс.
Типичные ошибки на этапе контактирования
- Один делает, а другой не делает, но отчаянно дует щеки и говорит что делает.
- Отсутствие мотивации партнёра. Или мотивация сомнительная и вызывающая тревогу.
- Перекос власти. В деньгах например. Также проявляется в удержании контактов, когда все завязано на одного человека, вытеснении партнёра из общих дел.
- Перекос ответственности. Это как минимум не удобно и инфантилизирует одного из партнёров.
- Перекос контроля. Когда нет доверия, и один партнёр жёстко контролирует другого вместо того чтобы доверять.
После конфликта стало происходить вот что: Илья отдалился, появились секреты и недосказанности по работе. В отношениях возник холодок, и параллельно с этим бизнес резко стал приносить меньше денег, появились незавершённые заказы, тендеры заканчивались неудачами.
Дмитрий стал анализировать что же не так, в том числе стал обзванивать заказчиков для того чтобы сориентироваться как обстоят дела и что же не так, отчего сделки срываются.
Ориентировка спасает в любой ситуации:
Беседы с заказчиком дали полную картину происходящего. Оказывается, произошёл саботаж. Илья срывал сделки и рекомендовал клиентам обратиться к конкретным конкурентам. Ведь это намного проще — получать откаты за разваливание уже готового бизнеса, чем развивать и укоренять своё направление.
Дмитрий был в ярости от такого предательства.
Типичные ошибки на постконтакте
Обычная история — обесценивание. Обычно идёт в сочетании с полярностями высокомерие — ничтожество. Один из партнёров может обесценить вложения партнёра, его работу и возвысить свою конечно. Зачем? Например, чтобы решить денежный вопрос в свою пользу
Захват власти. Партнёра не спрашивают ни о чем, а просто ставят перед фактом. Например, с завтрашнего дня с нами будет работать моя мама. Такое вовлечение родственников друзей коллег знакомых в бизнес является расщеплением первоначальной пары. И, естественно, требует обсуждения.
Дмитрий сделал выводы. И с помощью юристов сделал все возможное чтобы завершить отношения с Ильёй так, чтобы он больше не имел никакого отношения к делу.
Бизнес удалось восстановить, а дружба восстановлению не подлежала.
Отношения должны быть ценными для обоих партнёров
На чем же важно сфокусировать внимание, для того чтобы рабочая идея чувствовать поддержку и плечо партнёра рядом не обернулась обманом и предательством? Например, на том, что важно уважать друг друга и ценить отношения, хотеть быть в партнёрских отношениях. При этом важно замечать личные границы и простраивать безопасность, постоянно ориентироваться и быть готовым обсуждать неудобные моменты и оставаться в отношениях, а не сбегать как крыса с корабля.
Для долговременного взаимовыгодного сотрудничества важно соблюдать данные принципы:
- Постоянно тестировать реальность и передоговариваться. Договориться 1 раз и навсегда невозможно. Перед каждым проектом передоговариваться.
- Понимать, где чьё. Быть готовым выйти из отношений или понимать, как это можно сделать без ущерба для себя.
- Замечать свои интересы. И понимать про интересы партнёра. Тестировать мотивацию.
- Отвечать за свои слова, соблюдать договорённости.
- Идти на компромиссы, опираясь на свою чувствительность и представление о личных границах.
- Ассимилировать, признавать и присваивать пройденный опыт.
Разбор подобных ситуаций правильно делать в группе, что даст поддержку и поможет взглянуть на ситуацию со стороны, выстроить ровные границы в отношениях и сформировать адекватные ожидания как свои, так и партнёра по бизнесу.
Групповой формат также помогает не только правильно расставить фокус внимания в подобных ситуациях, но и заручиться поддержкой группы для того чтобы трансформировать негативные эмоции в опыт, на который можно будет в дальнейшем опираться.