Одно из правил риторики гласит: управляет разговором тот, кто задаёт вопросы.
Некоторые люди склонны неудачи в построении разговора приписывать особенностям своего темперамента (я малообщителен, я не экстраверт, я не такой эмоциональный и т.д.), тем не менее, эти особенности на самом деле влияют мало на впечатление, которое вы производите на окружающих, важно то, какие эмоции вы у них вызываете, насколько интересны ваши вопросы и умение вести диалог. А что значит вести диалог? В соответствии с заголовком статьи — уметь задавать вопросы.
Нам не под силу изменить свою нервную систему, однако в наших силах научиться поддерживать беседу с каждым человеком освоив навык задавания вопросов.
Вопросы фактические
Выяснение фактов и обстоятельств. Как это было, кто в этом участвовал, когда это было.
- Где?
- Кто?
- Как?
- Когда?
Кто в вашей семье принимает решения о покупке? Кто посоветовал вам это? Кто отвечает за эту часть? Кто создал это чудо? Кто планирует поставить это у себя? Кто чаще будет пользоваться этим? Кто из вас хотел бы попробовать разложить/сложить? Кто произвёл на вас впечатление? Кто ещё согласен с вами?
Где будет стоять? Где вы видели такую? Где будет проходить выставка? Где это случилось первый раз? Где вы оставили шапку? Где это находится? Где вы планируете хранить вещи? Где будет стоять шкаф? Где вы планируете приобретать материалы для ремонта? Где вы уже побывали?
Как вы будете с этим жить? Как планируете провести выходные? Как вы хотели бы украсить свой дом? Как вы сможете это применить? Как вы любите смотреть телевизор? Как обычно вы используете ящики для хранения?
Когда это произошло? Когда в будете выступать на турнире? Когда лучше ехать в Испанию? Когда нужно положить сахар в чай? Когда приезжают родственники? Когда вы поведёте их в Эрмитаж?
Вопросы выяснения причин:
- Зачем и для чего это было сделано, какие причины могли это вызвать, как это можно объяснить, почему это происходило?
- Зачем?
- Каковы причины?
- Чем объяснить?
- Почему?
- Каковы основные причины этого?
- С какими целями действовал человек?
- Что объясняет его поведение?
- Зачем необходимо именно такое устройство?
- С чем связано ваше требование к этой вещи?
- Почему вы поступил именно так?
- Почему этот человек сосредоточился на второстепенных вещах?
- Чего вам не хватило для выполнения работы?
- С чем связаны опасения?
- Почему в тот момент произошёл сбой?
- Из-за чего вы расстроены?
- Что повлияло на ваш выбор?
Вопросы — предположения (гипотетические):
Как могла бы развиваться ситуация, если были другие обстоятельства. Гипотезы и предположения.
- Чего хотелось бы избежать?
- Что могло бы изменить ваше мнение?
- Если бы в тот момент вы могли сделать другой выбор, то какой?
- Если предположить, что у вас это есть, как бы вы поступили?
- Что должно быть сказано в первую очередь?
- Что изменится, если этого не будет?
Вопросы — сравнения
В чём состоит разница между одним и другим, на ваш взгляд? В чём преимущества этого перед тем? В чём ответственность ваша, а в чем другого человека? На что похожа эта вещь? На что похожа вот та? Оцените: где более интересные/прочные/мелкие детали? В этом предмете главное достоинство — стоимость, а в этом — дизайн, что важно для вас?
Также вопросы хороши тем, что их всегда можно соединять между собой, комбинировать. Ваш собеседник получит огромное удовольствие от возможности всесторонне обсудить, проговорить проблему, ситуацию, своё мнение относительного заданной темы.
Также в качестве тренировки выполните следующее задание: найдите в интернете несколько интервью с известными личностями и сосредоточьте внимание на вопросах интервьюера (того, кто задаёт вопросы). Понаблюдайте и зафиксируйте интересные с вашей точки зрения вопросы.