Я выросла в семье с бабушкой, а это значит, что я понимаю особенности людей старшего возраста. Меня научили считаться с мнением старшего члена семьи, прислушиваться к нему. Мне показали, что скорость, деньги, карьерная ловкость, умение пристроиться в жизни ничто, по сравнению со здоровьем близкого человека. Когда я приходила в больницу к бабушке, я развлекала палатных старух байками и пересказами сериалов. Когда мы сидели в очередь в поликлинике я смотрела на других взрослых людей и слушала их истории, видела, какие они — кто-то завистлив, кто-то добродушен, кто-то умён, а кто-то одинок. Когда ходили в мясной на углу я видела и понимала, как бабушка относится к людям и как они к ней. Я научилась терпению и любви к ворчанию, оханью, кряхтенью, храпу и считаю, что это норма. Я не боюсь медлительности, экономии, недоверчивости, запаха лекарств. Я с удовольствием отдала бы многое, чтобы послушать бабушкин рассказ о чем-нибудь или услышать её весёлый смех.
Жизнь вместе людей разных поколений, а в нашей стране это норма, учит терпимости, умению сдерживать себя, понимать разность и отличия интересов, но в то же время даёт ни с чем не сравнимое чувство, что каждый нуждается в любви и понимании, что, в сущности, мы все одинаковы.
Личная дисциплина, высокие требования к себе, как к эксперту по работе с людьми, уважение к чужой личности — это самые важные профессиональные качества. Замечаю, что не все молодые люди воспитаны в подобном стиле. Эгоизм, погоня за быстрыми деньгами и зацикленность на себе самом способны сыграть плохую шутку и имеют огромное значение в бизнесе, т.к. приводят к потере клиентов. Вот и получается, что у современного бизнес-тренера задача не просто обучить рабочим навыкам, но и, простите за пафос, заниматься личным воспитанием.
Думаю, что каждый, кто задумается о своих клиентах как о простых людях, похожих на мам, пап, бабушек и дедушек справится с конфликтом, сумеет сдержаться, сумеет найти подход и общий язык с другими.
Я часто прибегаю к аналогиям с семьёй, когда у меня возникает необходимость донести свою мысль до участников тренинга, т.к. каждый вспоминает свои диалоги с близкими, тогда всё становится понятнее. Бывает даже так, что участник пробует воплотить свежие идеи из тренинга сначала дома, а потом этот опыт перенести в свою работу.
Наверное, я не буду первой, кто говорит об этом, но особенности воспитания, доброжелательность (не заученная, а искренняя) будут являться предпосылкой к успешной работе менеджера, консультанта, администратора. Быть хорошим с хорошими людьми просто и не требует особенных эмоциональных затрат. А вот быть хорошим с трудным, капризным, пожилым, уставшим или раздражённым клиентом — это высший пилотаж, который, кстати, всегда окупается с лихвой.
Однажды я разговорилась с инструктором спортивного клуба для женщин, которая неизменно вызывала у всех симпатию своей энергией, интересом к людям, внимательностью. Она сказала: "Я обожаю работать с трудными людьми-так я сама становлюсь профессионалом. Трудные люди требуют от меня такой внутренней силы, такого усердия, задают мне такие сложные вопросы на которые мне интересно искать ответы. И нахожу их, а когда нахожу — горжусь собой. Людей нужно любить, каждый по-своему интересен, но каждому нужна забота, внимание, любовь". Этого инструктора я всегда привожу в пример, она никогда не останется без работы. Умение пойти навстречу, уступить, признать за другим человеком право оставаться самим собой, иметь своё мнение — это ключевые вещи для успеха менеджера.
Общаясь с собственниками бизнеса, я часто слышу запрос перед тренингом: "Пожалуйста, объясните людям, что нужно любить клиентов".
Да, это правда, клиентов нужно любить. Объяснить как это любить, интерес к чужим людям вызвать пожалуй, самая сложная задачка для тренера, но мне как раз именно это и интересно.