Вас пригласили на интервью, и теперь пришло время для подготовки. Но прежде чем начать, нужно понять, к чьим советам прислушиваться. Стоит ли поверить коллеге, которая говорит, что следует надеть строгий костюм, хоть вы и собираетесь на интервью в высокотехнологичный стартап? Или лучше довериться другу, который рекомендует просто быть самим собой? Все вокруг дают столько противоречивых советов, что порой бывает трудно решить, какой из них вам ближе. Поэтому мы попросили читателей (и собственных редакторов) поделиться теми советами, которые они слышат наиболее часто. Затем мы обсудили их с двумя экспертами, чтобы понять, насколько прописные истины соответствуют практике и что говорят о них исследователи.
"Всегда приходите на собеседование в деловом костюме"
"В некоторых аспектах Британия все ещё остаётся более консервативной страной, чем США или Германия, но этот совет устарел даже в Соединённом Королевстве", — говорит Джон Лис, английский специалист по карьерной стратегии и автор книги How to Get a Job You Love и Job Interview: Top Answers to Tough Questions. Надеть деловой костюм, когда все в офисе одеты менее официально, значит послать людям сигнал: "Я не понимаю вашей корпоративной культуры". "Особенно это касается Силиконовой долины с её вольницей", — говорит Джон Салливан, эксперт по кадрам, профессор управления в Университете штата в Сан-Франциско, автор книги 1000 Ways to Recruit Top Talent. "Если вы придёте на интервью в Facebook в костюме, вы будете выглядеть как идиот", — поясняет он.
Приодеться, конечно, стоит, но только слегка. "Оденьтесь на одну или две "ступеньки" более официально, чем то, что обычно носят в этом офисе", — говорит Лис. В наше время узнать о том, какой уровень формальности принят в компании, гораздо проще, чем когда-либо. Зайдите на корпоративный сайт. Посмотрите на glassdoor или на vault. Салливан говорит, что, в конце концов, можно позвонить в приёмную и спросить, как одеваются у них в офисе. "Если необходимо, принесите запасную одежду, а затем войдите в приёмную и спросите секретаря: "Эта одежда годится?". Если он или она ответит отрицательно, вернитесь в машину и переоденьтесь".
Это только малая часть того, что вам нужно выяснить о потенциальном нанимателе. "Вы не должны даже близко подходить к собеседованию без "расшифровки" самой организации, тех людей, с которыми вы будете говорить, а также всех подводных камней работы. Ни в коем случае не приходите на интервью, не поговорив с кем-нибудь, кто работает в этой фирме, и не выяснив, каких людей там любят нанимать", — говорит Лис.
"Будьте самим собой"
Эта реплика особенно раздражает Джона Лиса: "Это бесполезный совет. Это примерно то же самое, что сказать: "Просто сидите и мило улыбайтесь". Салливан соглашается с ним: "Это хороший способ не получить работу".
Важно помнить следующий аспект. "Собеседование не является естественной частью жизни, скорее это шоу", — говорит Лис. По-мнению Салливана, вам следует показать, что вы готовы дать компании то, что ей нужно: "Вам нужны яблоки — будут вам яблоки. Нужны апельсины — будут вам и апельсины".
Это не значит, что следует притворяться или лгать. Но ваша задача как соискателя выяснить, что нужно нанимающему вас руководителю, и выстроить свой рассказ о себе так, чтобы ваша кандидатура отвечала на его запрос. Салливан советует потенциальным сотрудникам выяснить заранее, какие вопросы вам будут задавать (опять-таки это не так сложно сделать посредством интернета и соцсетей) и какие ответы будут подходящими. Затем запишите свои реплики. "Не заучивайте их наизусть, но важно знать, что вы будете говорить", — рекомендует он. Также он предлагает потренироваться, записав себя на видео и посмотрев, как вы выглядите со стороны.
В собеседовании особенно значимы первые 90 секунд. "Люди наивно полагают, что у них есть 45–60 минут на знакомство. Но реальность такова, что самое важное — это первое впечатление. А оно практически лишено содержания. Оно не связано ни с навыками, ни с опытом, ни со знаниями, тут имеет значение лишь то, насколько хорошим коллегой вы покажетесь", — говорит Лис. Исследования снова и снова подтверждают то, насколько быстро мы судим о людях и насколько важно произвести хорошее впечатление при первой встрече. Поэтому не обманывайтесь, думая, что можно просто быть самим собой. Вам обязательно нужно добиться своего в эти первые несколько секунд. Для этого вам необходимо иметь подходящие аксессуары (например, стильный портфель или сумочка, а не потрёпанный рюкзак), сидеть на правильном месте (напротив собеседника, а не рядом с ним) и как следует пожать руку (достаточно крепко). И не забудьте, что вам нужно овладеть искусством светской беседы "ни о чём". Пока вы идёте из приёмной в комнату, где будет собеседование, убедитесь, что вы "разговариваете естественно, с нормальной скоростью, смотрите собеседнику в глаза и обмениваетесь с ним приятными замечаниями, — добавляет Лис. — Вы пытаетесь произвести впечатление человека раскованного и непринуждённого".
"Помните, что это не просто собеседование, где проверяют вас. Вы тоже испытываете их на прочность".
В общем и целом это утверждение также не выдерживает критики. "Интервью далеко до обычной беседы. Одна из сторон напугана до смерти", — говорит Салливан. А Ли ему вторит: "Я часто слышу этот совет, и он мне очень не нравится. Он поощряет людей к плохой подготовке и пассивности. Когда вы в переговорной, вам следует проявлять заинтересованность и вести себя так, как будто речь идёт о единственной работе, которую вы хотите".
Однако Салливан замечает, что в некоторых ситуациях этот подход может сработать. "Я называю это "звёздным собеседованием", когда вы спрашиваете человека: "Почему мне стоит играть именно за вашу команду?" Сказать, что "У меня много предложений…" — это нормально, но тогда у вас на руках должны быть доказательства. Для этого требуется особая сноровка, поэтому мне кажется, что лучше сосредоточиться на демонстрации того, что вы можете дать нанимателю, чем пытаться заставлять их быть "продавцами рабочего места". Все-таки гораздо чаще распределение сил в переговорной выглядит так, что продаёте вы, а покупают они. Хотя, разумеется, могут быть варианты в зависимости от отрасли, региона и состояния экономики. Последние опросы показывают, что чаша весов склонилась в сторону соискателя". Действительно, по результатам опроса работодателей за 2014 год, видно, что 81% считают, что на сегодняшнем рынке труда доминируют кандидаты, а не наниматели.
"Когда вас спрашивают о вашем самом серьёзном недостатке, назовите такой, который на самом деле является достоинством".
"Не признавайтесь в своих недостатках" — такой совет никуда не годится. Фразы вроде "я неисправимый перфекционист" или "я принимаю всё слишком близко к сердцу" уже стали клише — ваш собеседник наверняка сто раз это слышал. Это значит, что вы не просто будете звучать фальшиво, кроме всего прочего, вы потеряете возможность проявить себя и готовность меняться. Салливан утверждает, что ваш ответ должен подчиняться следующей логике: "У меня, как и у всех людей, есть свои слабости. Но, в отличие от других, я их замечаю, осознаю и корректирую". Конечно, не следует признаваться в недостатке, который может вам повредить. Избегайте фраз вроде: "Я с трудом понимаю других людей". Но скажите о чем-нибудь, над чем вы действительно в данный момент работаете. "Это покажет, что вы умеете профессионально расти и развиваться", — поясняет Лис.
"Не говорите о деньгах, пока у вас на руках нет официального предложения о работе".
Разговор о деньгах стоит начинать только тогда, когда наступит подходящий момент. "Фирмы не любят нанимать людей, которые ставят деньги — или отпуск — во главу угла, — говорит Салливан. — Они хотят знать, какой от вас будет прок, а не каковы ваши пожелания".
По возможности отложите вопросы или разговоры о деньгах и соц. пакете до того момента, когда вас официально позовут на работу. "Лучшее время для обсуждения зарплаты наступает тогда, когда у вас на руках есть козыри. А козыри появляются тогда, когда они в вас души не чают", — добавляет Лис.
Конечно, наниматель или специалист по кадрам может спросить о ваших ожиданиях по зарплате. Отвертеться от такого вопроса не так уж просто, хотя именно это наиболее соответствует вашим интересам. Лис советует кандидатам приготовить короткие, профессиональные ответы с лаконичным объяснением своей позиции: "У меня гибкие требования". Если этого мало и вас продолжают пытать, будьте готовы идти дальше и говорить что-то вроде: "Вот столько я получаю сейчас, но работа, которую предлагаете вы, очевидно, отличается от моей теперешней". На случай ещё более подробных расспросов имейте наготове третий ответ. Лис рекомендует примерно следующее: "В тех компаниях, где я уже собеседовался, речь шла о зарплате в районе…". Он говорит, что эта стратегия эффективна, поскольку вы "даёте представление о том, каким вы видите своё место на рынке".
"Никогда не признавайтесь в том, что вас когда-либо увольняли".
Хорошая новость: отношение нанимателей к переходам с работы на работу поменялось. Более того, в недавнем опросе 55% работодателей заявили, что они недавно наняли "мотылька, перелетающего с одного места на другое", а 32% сказали, что прогнозируют частые смены сотрудниками места работы. Плохая же новость состоит в том, что кадровики по-прежнему не хотят брать "отбросы" других компаний.
Поэтому если вас уволили или сократили, Салливан советует по возможности избегать этих слов. "Ваш ответ должен быть коротким, незамысловатым и как можно более позитивным, — говорит Лис. — Можете сказать: "Я не намеревался остаться в этой компании навсегда". Или: "Я многому там научился, а затем ухватился за новую предоставившуюся возможность". И ни в коем случае не критикуйте своего бывшего работодателя.
Это не делает вам чести. Конечно, если вас прямо спрашивают, были ли вы когда-либо уволены, нужно отвечать честно. "Фокус в том, чтобы оставить прошлое в прошлом и переместиться в настоящее. Для этого попробуйте сказать так: "Мне повезло, потому что это дало мне шанс сделать…" и переведите разговор на сегодняшний день", — рекомендует Лис.
Собеседования мало кого радуют — как с одной, так и с другой стороны переговорного стола. Кадровикам не нравится их проводить, соискателям не нравится на них ходить, и, если честно, они не так уж эффективны для обеих сторон. "Интервью — совершенно негодный инструмент для предсказания будущего поведения потенциального сотрудника на рабочем месте", — говорит Салливан, ссылаясь на профессиональные исследования и данные Google. Они показывают, что успех на собеседовании не связан с успехом в трудовой деятельности. Вот почему многие компании уходят от интервью к "полевым испытаниям", когда кандидату даётся реальная работа. "Представьте, что вы нанимаете шеф-повара. Наверное, вы захотите попробовать его стряпню, а не просто поговорить с ним?" — подмечает Салливан.
Но, к сожалению, в ближайшем будущем собеседование не канет в Лету — по крайней мере до тех пор, пока кто-нибудь не изобретёт ему эффективной альтернативы. Это значит, что ваша задача как соискателя — выжать из процесса максимум, несмотря на все его недостатки.