У вас родилась идея, но вы не можете заручиться поддержкой нужных людей, которые помогли бы её реализовать? Просто прислушайтесь к этим советам — и вы сможете заражать своей идеей кого угодно!
Давайте разбираться.
Как правильно подавать идеи, чтобы их услышали? Полезные советы всем, кто испытывает трудности с презентацией.
Хотите заручиться поддержкой нужных людей, чтобы реализовать идею, уметь заражать своими идеями окружающих? Здесь вы найдёте много полезного независимо от того, профессионал вы или новичок.
Творческие личности способны придумать самые невероятные идеи и даже воплотить их в жизнь. Однако, часто для воплощения хорошей идеи одного человека недостаточно и тогда возникает необходимость в представлении своего замысла другим. На этом этапе многие не получают заслуженной поддержки.
Если с вами такое случалось не раз или лучшие сотрудники вашей компании умеют генерировать идеи, но не умеют ими увлекать, нужно продумывать самосовершенствование и развитие сотрудников в этом направлении. А начать можно книгой международного спикера и талантливого дизайнера Йеруна ван Хейл "Подай идею", в которой автор делится секретами упаковки идей таким образом, чтобы у них был шанс выжить.
Сначала цель
Допустим, вы придумали отличную рекламную кампанию для бренда. Вы работали над ней несколько дней, наконец закончили и хотите как можно скорее представить её вашему руководителю. Не стоит спешить. Ваша презентация может оказаться неудачной по таким причинам:
- Переизбыток конкретики.
- Слишком агрессивное поведение и/или оборонительная позиция.
- Фанатичная увлечённость идеей, при которой вы не замечаете её слабых мест.
- Слабая осведомлённость об аудитории, для которой представляется идея.
- Отсутствие сходства или пересечения взглядов между вами и слушателем.
Возможно, вы пытаетесь донести свою идею впервые. Подумайте, готовы ли вы к вопросам, которые чаще всего задают в таких случаях:
- Почему мы должны это делать?
- Что нам это даст?
Что вы будете отвечать? Продумали? Лучше продумать все наперёд, чем пытаться ответить на подобные вопросы на ходу, не правда ли? На самом деле на эти вопросы нужно дать ответы, раньше, чем их зададут.
Прежде, чем начать представлять свою идею, стоит объяснить, ради чего вы все задумали. Можно начать так:
- "Помните, вы хотели, чтобы наш бренд был представлен как социально активный лидер среди подобных товаров?"
- "Думаю, причина недовольства клиента текущим планом в невозможности достучаться до своей аудитории. Согласны?"
Такое начало сразу обращает внимание на цель всего того, что будет сказано дальше.
Если идея есть, а с формулировкой цели возникли трудности, вам помогут следующие вопросы:
Ваша идея — решение проблемы или возможность?
Все цели делятся на две категории: решение проблем и использование возможностей.
Какие могут быть проблемы:
- Пользователи не подписываются на рассылку на сайте.
- В техподдержку приходит слишком много спама.
Какие могут быть возможности:
- В нашем районе много молодых семей. Давайте привлечём их в наше заведение?
- Давайте создадим сервис, позволяющий людям из разных уголков мира делиться новостями.
Цель может быть и проблемой, и возможностью. В таком случае лучше представить её как возможность, а не как проблему — это больше мотивирует.
Цель краткосрочная или долгосрочная?
Долгосрочная цель позволяет заглянуть в будущее, которого ещё нет. Не вдавайтесь в таком случае в подробности и рассуждайте абстрактно и обобщённо. Самое главное — вдохновить!
Примеры долгосрочных целей:
- Повысить качество жизни людей.
- Ликвидировать нищету.
Краткосрочная цель требует безотлагательного выполнения, поэтому здесь абстрактные рассуждения неуместны. Описание цели должно быть чётким, конкретным и специфическим. Хотите мотивировать людей на быстрые действия — ищите краткосрочные цели.
Если планируете профессиональное развитие персонала предприятия, очень полезно будет включить в программу освоение различных эффективных инструментов мотивации, например, тренинг "Управленческая мотивация". Он учит мотивировать на действия и решения не только с учётом типа цели, но также принимая во внимание особенности поколений и грамотного выбора схемы мотивации — навыки, которые используются в эффективных продажах.
Примеры краткосрочных целей:
- Чтобы люди могли оставить отзыв на сайте, нужно удобнее расположить кнопку.
- Необходимо создать новое свойство продукта.
Нужен конкретный или абстрактный результат?
Добро, зло, свобода, успех, справедливость — довольно абстрактные понятия. Чтобы их поддержали, собравшиеся должны разделять тот же смысл рассматриваемых категорий, а позитивное или негативное звучание тех или иных понятий одинаково и однозначно воспринималось всеми участниками, иначе предложение будет звучать неоднозначно и восприниматься противоречиво.
Примеры абстрактных целей:
- Создать успешный проект (не лишним выяснить, что будет успехом).
- Организовать активную площадку (неплохо уточнить, какая активность будет приемлемой и как её измерять).
На примерах видно, что абстрактные цели часто сочетаются с конкретными и измеримыми, однозначными и понятными.
Примеры конкретных целей:
- Привлечь в соцсеть 2000 подписчиков за первые 3 месяца.
- Изменить цвет кнопки на зеленый.
- Найти нового дизайнера.
Цель — общего или специфичного масштаба?
Пример общей цели: Разработать дизайн авто для пожилых.
Пример специфичной цели: Разработать дизайн авто для пожилых с плохим зрением, которые несмотря на это хотели бы совершать короткие поездки в ближайший магазин, к соседям, родственникам и т.д.
Специфическая цель затрагивает детали и изображает конкретную картину успеха.
Контекст
Когда с целью определились, подготовьтесь к описанию контекста. Зная цель, нужно учесть факторы, которые так или иначе влияют на её осуществление. Это:
- Бюджет.
- Сроки.
- Наличие других проектов.
- Архитектура.
- Корпоративная идентичность.
- Целевая аудитория.
- Текущие тенденции.
Контекст идеи — это совокупность факторов, которые важно учесть. Их нужно взять во внимание ещё на этапе разработки идеи.
Теперь нужно представить идею — максимально просто, без лишних деталей, назвать её цель и озвучить контекст. Далее обратить внимание на актуальность, уникальность, выяснить, что необходимо для реализации идеи, учесть все сложности и пути их решения — тогда есть все шансы, что аудитория вам поверит.
Пример цели и контекста:
- Цель: добиться обратной связи на сайте (статьи читают, а комментарии не оставляют).
Контекст: контент — информационные статьи; бюджет — тысяча евро; целевая аудитория — молодые родители. - Цель: предоставить пользователям сайта доступ к любым музыкальным композициям.
Контекст: аудитория — молодёжь со смартфонами и безлимитным интернетом.
Краткое изложение идеи
Главное в изложении идеи — она должна зацепить слушателя. Советы, как этого добиться:
- Найдите правильный баланс между простотой и сложностью. Слишком упрощённая идея опасна тем, что вас могут не воспринять всерьёз. Слишком сложная отпугнёт. Если не можете найти баланс — возможно, вы пока что сами не понимаете её или у вашей идеи слишком много подробностей и вам стоит пересмотреть ее.
- Постарайтесь изложить самое главное. Вспомните технику "презентации в лифте": вы случайно встречаетесь в лифте с самым главным боссом, такой случай больше может не представиться и за 60 секунд вы должны успеть презентовать себя. За короткое время вам нужно убедить собеседника, что ваша идея стоящая.
- Используйте простые и понятные слова. В основе каждой новой идеи должны быть привычные понятия и ассоциации, которые они вызывают.
Примеры:
- Это сервис по обмену б/у одежды.
- Это дрон, который умеет мыть окна.
Три уникальных аспекта
После того, как вы привлечёте внимание, нужно формулировать то самое уникальное торговое предложение — описать чуть подробнее и обосновать. Достаточно остановиться на трёх выгодах.
Примеры:
- Уникальность музыкального сервиса: большой выбор, возможность сразу проиграть, совместимость с любым устройством.
- Уникальные параметры кофемашины: большое давление даёт качество, лучший сорт кофе даёт вкус, а готовится всего 30 секунд.
Что нужно для реализации?
Не может быть, чтобы вы не продумали, как осуществить вашу гениальную идею. Неужели так и есть? Мало кто представляет, как часто предлагаются идеи, которые прекрасно звучат, но совершенно неосуществимые.
Презентуя идею, расскажите, как её осуществлять и что для этого нужно. Слушатель поймёт, что вы все тщательно обдумали и знаете, о чём говорите.
Примеры:
- Предлагаете новый музыкальный сервис. Для создания базового прототипа понадобится стратег и дизайнер, которые справятся за 5 дней, после чего можно будет его протестировать. Чтобы создать полную версию 1.0 понадобится два миллиона евро.
- Предлагаете решить существующую проблему на сайте. Для этого нужно два программиста, две пиццы и одна ночь.
Сами подумайте, стоят ли необходимые усилия того преимущества, которое даст осуществление идеи. Если нет, не следует представлять идею. Кому нужна нерентабельная идея.
Кто ваша аудитория?
Многое зависит от того, кому вы представляете идею. И зачем. Меньше думайте о том, как прекрасна ваша идея и больше о том, какая в ней польза.
Важно понимать ценность идеи для тех, кому вы её представляете. Узнайте об этих людях побольше, чтобы представить идею наиболее понятно для них. Нужно знать особенности той категории людей, которые будут принимать решение по вашей идее, учесть вопросы, которые они могут задать, подготовить ответы.
Вы, наверное, слышали о классификации личностей по Юнгу. Люди бывают интровертами и экстравертами, воспринимают мир посредством психофункций — ощущения, интуиция, чувства, мышление. Это влияет на восприятие.
Планируете развитие сотрудников в направлении успешных переговоров — обязательно дайте им возможность освоить подобные знания и научиться их использовать с помощью мощного тренинга "Навыки влияния". Там научат продвигать свою точку зрения, убеждать собеседника, правильно оценивать реакцию, подбирать оптимальные способы коммуникации и управлять при этом собственными эмоциями.
Всё это станет основой, без которой невозможно внятно и убедительно презентовать свою идею. Даже научившись формулировать её и знать её решение, без знания аудитории придётся трудно.
Стоит обратить внимание на индивидуальную мотивацию участников, на личность каждого (хотя если присутствующих много, под каждого настроиться будет невозможно), роль участников в компании.
Если планируете представить идею человеку с аналитическим складом ума, опирайтесь на рациональность и логику, приводите факты, будьте объективными. Если предстоит встреча с творческой личностью — стремитесь вызвать эмоции и образы.