Очень часто руководители компаний в функциональных обязанностей руководителей отделов продаж и коммерческих директоров ставят контроль работы менеджерами. И нигде ни разу не упоминается управление ими. Да и сами руководители лишь контролируют больше сотрудников, но элементов управления при этом не наблюдается. Казалось бы, в чем разница? Разве контроль не есть управление?
Ответ кроется в самом вопросе. Если бы это было бы одно и то же, то второго слова просто не существовало бы.
Представим ситуацию. Летит самолёт. Экипаж контролирует действие всех систем, и вдруг одна из систем выходит из строя. Например, один из двигателей. Так вот контроль был до того момента, пока все шло хорошо. Задача контроля — отследить момент сбоя и своевременно сообщить об этом. А управление — это когда начинают предпринимать меры по его ремонту, если это возможно, и по тому, как посадить самолёт. Если командир квалифицирован, то шансы успеха по выходу из кризиса максимально велики.
Управление — это целое искусство, которое в настоящее время сведено почти на нет. Управление — это способность принимать верные решения в различных ситуациях. Оно напрямую связано со способностью человека отвечать за свои действия и решения, умение признавать ошибки, используя этот опыт в будущем для нахождения лучшего решения.
А вот ответственность — это черта, которую в наше время встретить можно очень редко. Не получилось справиться с ситуацией, и человек тут же перекладывает ответственность на внешние факторы: санкции, кризис, покупатели дураки, менеджеры не компетентны и т.д. Говорят, что плохому танцору всегда что-то мешает. Так и здесь.
А причина проста — недостаточность своей компетенции, не проводится повышение собственной квалификации.
На Западе экономика потому и развивается, что в образование персонала в самообразование вкладываются огромнейшие суммы. Корпорация Shell и подобные ей, разрабатывают целые компьютерные программы, которые призваны обучить руководителей находить решения в различных ситуациях на тот случай, если вдруг такое произойдёт в жизни, чтобы они сумели своевременно среагировать.
У компании нет денег для образования? Ложь. Это попытка найти оправдание собственной лени и нежеланию учиться. Можно начать с изучения литературы, которая имеется в интернете. Обратитесь к классикам, просто пройдитесь по литературе, которая рекомендована для изучения в институтах и университетах. При этом можно дать задание каждому сотруднику по изучению той или иной темы, а затем попросить каждого сделать доклад по изученной теме. И ввести это за правило.
Когда же появится возможность, отправлять сотрудников на повышение квалификации.
Одним контролем сыт не будешь. Без управления ситуацией полноценный контроль невозможен.
Исследования показывают, что, только при одном контроле, компании могут терять до 10–30% своей клиентской базы ежегодно. Вот и получается, что важно научиться управлять ситуацией, так как в управлении есть и контроль и способность думать, быть ответственным. А, значит, шанс на достижение нужного результата максимально велик.
Помните, что, если вы не будете управлять ситуацией, тогда ситуацией начнут управлять ваши подчинённые, которым ваша компания не важна так как она важна вам. Они найдут себе работу в другом месте. А вы? Что будете делать вы?
Управляйте своей компанией. Управляйте своей жизнью.