Мысль порождает действие
Вот и наступил декабрь 2023 года… Год был богат на различные события.
В бизнесе декабрь месяц — это удобное время для подведения итогов года, время для дотягивания своих планов и, конечно, время для планирования своей деятельности на следующий год.
Планирование и прогнозирование — важные навыки для создания и развития собственного дела.
В очередной раз убедившись на практике, я призываю предпринимателей, самозанятых и сотрудников, которые работают в найме, понять, принять и осознать, что любое правильно организованное дело реализуется в определённой последовательности:
Формирование замысла (задуманных, но ещё не до конца реализованных действий).
Формулирование целей как краткосрочных, так и стратегических.
Составление плана по достижению (конкретные действия на каждом этапе).
Другими словами, вы выстраиваете тот самый маршрут, по которому двигаетесь.
Конечно, многие говорят о том, что им некогда заниматься планированием или что в этом нет никакой коммерческой выгоды.
Не буду никого переубеждать. Хочу лишь поделиться своим опытом, который получаю на практике в роли корпоративного консультанта по управлению и развитию бизнеса.
Я не приписываю чужих историй успеха себе, потому что каждый бизнес индивидуален. Когда вы пытаетесь копировать то, что делает кто-то другой, вряд ли у вас это хорошо получиться.
Моя реальная история из нашего с вами настоящего, читая которую и опираясь на свой жизненный опыт, вы сможете самостоятельно реализовать свой замысел в 2024 году.
Далее я расскажу о предпринятых мною шагах, которые помогают развитию текущего проекта. Вы узнаете, какие действия нужно осознанно выполнить, приложив усилия, для достижения целей в бизнесе.
Шаг 1-й. Проводим эффективную диагностику коллектива в вашей компании
Независимо от того, какой бизнес вы ведёте, в его основе всегда лежат одни и те же процессы. Хотя могут быть различия между производством и продажами, корпоративными и розничными продажами. Но фундамент всегда один.
Обычно он включает в себя следующие подразделения:
маркетинг для привлечения клиентов;
продажи;
бухгалтерию для финансовых функций;
другие подразделения, такие как склад, логистика или сервис, в зависимости от компании.
Подводя итоги года, вероятнее всего, вы обнаружите изменения. Пришли новые люди, открылись новые направления, появились новые поставщики. Или что-то ещё…
В этой ситуации настоятельно рекомендую провести осмотр текущего положения дел в вашей компании. Это будет первым шагом к планированию деятельности на следующий год. И сделать это вам поможет один очень простой и эффективный способ — разговор с ключевыми сотрудниками компании.
Цель:
Выяснить то, о чем ранее вы не задумывались или вам не довелось узнать.
Взять на вооружение предложения и идеи сотрудников.
Пересмотреть и скорректировать функциональные обязанности сотрудников.
Мой личный кейс:
Мне удалось организовать такую диагностику коллектива в компании, где работает более 30 человек. Всего за 4 дня было опрошено 12 ключевых сотрудников без отрыва от производства и продаж.
Практическое задание: Проведите беседу с ключевыми сотрудниками в вашей компании. Узнайте с их слов, какие обязанности они выполняют, как видят свою роль в вашей компании, с какими проблемами сталкиваются, что считают результатом своей работы и целью компании в целом.
Шаг 2-й. Выявляем различия между ожиданием и реальностью
Если вы успешно выполнили задачу из предыдущего шага, провели анализ состояния дел в коллективе вашей компании, самое время переходить к следующему шагу.
На основании полученной информации вы сверяете то, что происходит на самом деле, с тем, как должно было работать по вашему замыслу.
В этот момент, очевидно, подсвечиваются пропущенные бизнес-функции, которые сильно тормозят развитие компании. Или вы обнаружите, что персонал перегружен и пришло время нанимать новых сотрудников.
Для сравнения того, что происходит, у вас на руках обязательно должна быть структура компании, с которой вы начали год. Та самая структура, которая и показывает:
кто и за что ответственный;
как идёт постановка и контроль задач;
внутренние коммуникации (связь между отделами и сотрудниками).
Практическое задание: Сравните структуру вашей компании и обязанности сотрудников на начало текущего года и на сегодняшний день. Выявите проблемные зоны и зоны для роста.
Шаг 3-й. Определяем нагрузку ваших сотрудников
Перед тем как переходить к планированию, важно определить реальную нагрузку на сотрудников. Этот шаг поможет избежать частой ошибки — планировать то, что не возможно сделать действующим персоналом без перераспределения обязанностей или привлечения новых сотрудников.
Например, если у вас сотрудник занят хотя бы 70–80% рабочего времени, то вряд ли он сделает то, на что нужно ещё 3–4 часа в день.
Практическое задание: Оцените занятость сотрудников в часах или выполненных задачах. Подумайте о способах повышения эффективности персонала: как сделать больше именно этими специалистами на имеющихся ресурсах.
Шаг 4-й. Выявляем возможные риски которые могут повлиять на ваш бизнес в следующем году
Планирование бизнеса на следующий год — это важный этап. Чтобы избежать неприятных сюрпризов и сделать более точный прогноз, необходимо выявить все возможные неучтённые факторы.
Если вы работаете в сфере технологий, то следите за новыми разработками и трендами в индустрии.
Если занимаетесь продажами, обратите внимание на изменения потребительского спроса и конкурентную среду.
Стоит также задуматься о сохранении текущих бизнес-связей и учитывать возможные изменения у поставщиков или потерю постоянных покупателей.
Кроме того, необходимо учитывать изменения в законодательстве и налоговой политике. Это может повлиять на ваш бизнес и требовать изменений в стратегии.
Чтобы избежать негативных последствий, попросите ответственных сотрудников подготовить прогноз на следующий год с возможными рисками в рамках своего отдела и выполняемых функций. Пускай они также построят свой план и предложат список необходимых действий для его достижения.
Но не забывайте про то, что те зоны бизнеса, которые вы не делегировали, прогнозируете вы лично.
Практическое задание: Составьте список рисков и план по их устранению совместно с ответственными сотрудниками.
Шаг 5-й. Составляем план по делегированию ответственности
В предыдущем шаге я затронул тему делегирования. В процессе развития компании вы неизбежно столкнётесь с необходимостью передавать свои обязанности другим людям.
Для этого важно иметь список всех своих ролей и функций. Так вы сможете чётко определить, какие задачи можно делегировать ответственному сотруднику.
Практическое задание: Составьте список всех задач, которые вы выполняете в качестве владельца или руководителя бизнеса. Рядом с каждой задачей поставьте отметку, указывающую, можно ли её делегировать другому человеку. Этот список поможет вам понять, как освободить время для развития бизнеса, кого из сотрудников можно назначить на вашу роль и каких новых людей нужно нанять.
Эти простые шаги помогут вам навести порядок в рутинных делах и очистить голову для новых идей. Таким образом, вы осознанно запустите механизм мысль порождает действие, благодаря которому действительно можно добиться больших целей в бизнесе.
Если вам нужна помощь в оценке своих ресурсов и постановке стратегических целей для вашего бизнеса, записывайтесь на консультацию.
Что вы получите на консультации?
Вместе с вами и вашим персоналом мы сформулируем стратегию развития на 2024 год.
Мы составим список действий, необходимых для достижения поставленных целей.
До Нового года осталось немного времени. Но мы можем успеть все сделать, чтобы ваши бизнес-желания были чётко сформулированы к звону курантов.
____
Искренне ваш,
консультант по развитию и управлению бизнесом, Максим Поленичкин