Случалось ли вам в жизни попадать в такие ситуации, когда коллеги свешивали на вас свою работу, а вам было неудобно отказать? Бывает, что делаете что-то против своей воли? Или, может, вы постоянно идёте на поводу у других не в силах отказать и сказать "нет"? Если какая-то из этих ситуаций оказалась знакомой, значит вы стали жертвой психологической манипуляции. Давайте учиться им противостоять!
Манипуляция — это скрытое психологическое влияние, управление другим человеком, целью которого является получение односторонней выгоды и стремление заставить человека совершить определённые действия против его воли.
Теперь давайте более подробно остановимся на основных тезисах.
Итак, первое: манипуляция — это управление или воздействие. То есть человек, стремящийся получить для себя какую-то выгоду (манипулятор) использует определённые приёмы или уловки для того, чтобы управлять другими. Арсенал методов манипулятора очень широк и о нём я расскажу чуть позже.
Второе: манипуляция носит скрытый характер. То есть жертва чаще всего не осознаёт, что происходит. По крайней мере, на первом этапе, когда манипулятор обращается к ней с какой-то просьбой. Манипуляция в принципе возможна только в скрытом виде. Как только манипуляция раскрывается, то тут же теряет свою силу и не может быть дальше реализована.
И, наконец, третий тезис: манипуляция носит одностороннюю выгоду. Т.е. манипулятор оказывается в выигрыше, а жертва проигрывает.
С манипуляциями мы можем встретиться на каждом шагу. Они присутствуют практически во всех сферах нашей жизни. Это может происходить на работе, в романтических отношениях, между детьми и родителями, в деловом общении и так далее.
Что же движет манипуляторами? Почему они затевают эти "подковёрные игры"?
Основных причин тому две:
- Человек не может попросить о чём-то напрямую: открыто и искренне. Просьба для него является синонимом унижения. Поэтому манипулятор идёт "в обход" и с помощью определённых уловок просто вынуждает другого выполнить те или иные действия.
- Стремление прилагать как можно меньше усилий и получать всё за счёт других. Если родители всё делали за ребёнка, не приучив его к самостоятельности, то, вырастая, такой человек будет ожидать от других, чтобы всё сделали за него.
Как же понять, что вами манипулируют?
Здесь есть два аспекта: внутренний и внешний.
Внутренний: манипуляцию в первую очередь можно распознать по собственным негативным ощущениям, по собственному восприятию.
Например:
- Человек испытывает ощущение психологического давления;
- Возникает нежелание выполнять действия, которые на первый взгляд кажутся вполне естественными;
- Ощущение себя "не в своей тарелке".
Внешний аспект, или по поведению манипулятора.
Основными методами, которые использует манипулятор, являются:
- Психологическое давление;
- Давление на чувства: вины, жалости;
- Уговоры;
- Угрозы;
- Шантаж.
Сталкиваясь с манипулятором в жизни мы, чаще всего, не знаем, как вести себя с ним. И обычно поведение "жертвы" сводится к двум вариантам: пассивному или агрессивному. При пассивном поведении жертва идёт на поводу у манипулятора, "плывёт по течению", не оказывает никакого сопротивления. При агрессивном поведении жертва вступает в противостояние с манипулятором, что в конечном итоге приводит к конфликту и чревато потерей времени и сил.
Однако существует третий тип поведения, который позволяет конструктивно разрешать подобные ситуации. Это уверенное поведение, которое позволит вам легко и без "жертв" выходить из сложных ситуаций.
Стать уверенным и научиться легко противостоять манипуляторам не получится за один раз. Здесь нужна постоянная тренировка в течение хотя бы 2–3 месяцев. Зато после этого вами уже никто даже не будет пытаться манипулировать.
Практические приёмы, позволяющие противостоять манипуляторам
- "Метод заигранной пластинки":
Метод подходит в ситуации, когда кто-то пытается вам навязать какой-то товар или услугу. В процессе того, как манипулятор к вам обращается спокойно слушайте вашего собеседника, эмоционально никак не реагируйте на его слова. Когда он закончит говорить, или обратится к вам с вопросом/просьбой, тактично, но уверенно скажите, что не нуждаетесь в предлагаемом товаре. Делайте это без раздражения, находясь в абсолютно спокойном состоянии. При этом не оправдывайтесь и не объясняйте, почему вам не нужен этот товар. На протяжении всего разговора просто повторяйте одну и ту же фразу: "Спасибо, мне это не нужно". Повторяйте ровно и спокойно, оставайтесь на одной волне. Больше ничего говорить не нужно, только эту фразу. Цель метода не в том, чтобы научиться говорить одно и то же, как заигранная пластинка, а чтобы научиться настойчивости.
- "Ноль эмоций":
Ваша задача сохранять молчание на протяжении всего разговора. Вами не должно быть произнесено ни одного слова. Что бы ни говорил манипулятор, какие вопросы бы вам не задавал и как бы ни провоцировал, сохраняйте молчание. Также вы никак не должны показывать свои эмоции: просто наблюдайте за происходящим с отсутствующим видом. С вашей стороны не должно быть никаких невербальных проявлений эмоций (жесты, мимика и т.д.). Можно иногда смотреть на собеседника. Самое главное — сохраняйте молчание и не выдавайте свои эмоции несмотря ни на что.
- "Болтовня":
Когда манипулятор обратится к вам с какой-то просьбой, начните активно перебивать его и рассказывайте что-то своё, причём к теме никак не относящееся. Говорите про погоду, про кошек, про отдых. Про что угодно. В общем, активно ведите диалог с собеседником, но не по теме. Перебивайте, задавайте глупые вопросы, не относящиеся к делу. В общем, ведите себя так, как от вас не ожидают в данной ситуации. Можно рассказать стихотворение или спеть песню.
Эти 3 метода основаны на принципе нестандартного поведения. Когда манипулятор обращается к нам с какой-то просьбой, он ожидает определённого поведения. Другими словами, он заранее просчитывает наше поведение и "расставляет ловушки" в нужных местах. Однако когда мы демонстрируем вовсе не то поведение, которое от нас ожидает манипулятор, мы выбиваем его из его же сценария и таким образом обезоруживаем.
Хочу привести ещё один очень эффективный метод психологической защиты. Называется он "Стенка".
Когда ваш собеседник начнёт говорить, представьте, что между вами стеклянная перегородка. Вы видите собеседника и слышите то, что он говорит. Но никакие эмоции, исходящие от вашего собеседника через стенку не проходят. Они словно ударяются об эту стену и возвращаются обратно. Вы воспринимаете, что говорит человек (содержание), но при этом как он это говорит (форма) не оказывают на вас никакого влияния. Вы словно наблюдаете за рыбками в аквариуме. На протяжении всего разговора сохраняйте образ этой стенки перед глазами. Сами в разговоре инициативу не проявляйте. Можете лишь отвечать на вопросы в том случае, если вам будут их задавать. Если нет, то просто молча слушайте, всё время мысленно представляя стену. Суть этого метода заключается в том, чтобы не дать манипулятору эмоционально вовлечь вас в свою "игру". До тех пор, пока вы будете оставаться спокойным и невозмутимым манипулятор не сможет воздействовать на ваши эмоции, следовательно, управлять вами.
Тренируйтесь, и через некоторое время вы увидите, что негативные ситуации просто уйдут из вашей жизни !