В структуре человеческой деятельности мотивация играет движущую роль. Действуем ли мы, или лежим на диване, а так же эффективность нашей деятельности, то, насколько мы продуктивны, во многом зависит от силы и структуры мотивации.
Говоря о мотивации нельзя обойти вниманием потребности. Ведь потребности — это почва, в которой зреют, а затем произрастают семена мотивов деятельности.
Пожалуй, наиболее известная классификация потребностей разработана А. Маслоу, представителем гуманистической психологии. А. Маслоу разработал пирамиду потребностей, где все потребности считаются фундаментальными. Каждая новая потребность возникает тогда, когда удовлетворена предшествующая.
- Уровень. Физиологические нужды.
- Потребность в безопасности.
(природные уровни пирамиды)
- Потребность в принадлежности социальному целому (группе, семье, обществу, объективная сторона потребности в общении).
- Потребность в самоуважении, в принятии, в признании, потребность быть замеченным.
(социальные уровни пирамиды)
- Познавательная (потребность в познании себя). Чистое познание, познание ради себя самого.
- Потребность в гармонии. Эстетическая потребность. Потребность в упорядоченности мира.
- Самоактуализация. Потребность в развитии.
(личностные уровни пирамиды).
У потребности есть предметное содержание — определённое благо. Объём потребности — это количество благ, необходимое для её удовлетворения.
Вместе с тем, каждый из нас был в состоянии, когда потребность есть, а предмета потребности нет.
(Например, подросток может часто менять компании, группы по интересам. Девушка часами ходить по мегамаркету из одного магазина в другой). В этих случаях активность есть, но она не направлена.
Есть такое понятие, как "опредмечивание", когда потребность находит свой предмет (Подросток находит друга, девушка-красивое платье).
До опредмечивания потребности людям свойственна общая, ненаправленная активность. Рассматривается широкий спектр возможных благ при наличии ключевых критериев. Люди при этом ощущают наличие фрустрации. Т.е. негативное эмоциональное состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребность (достичь цель).
После опредмечивания потребности, активность приобретает направление. Такая направленная активность будет названа деятельность. Так же происходит сужение возможных благ.
(Как в предыдущем примере, из широкого круга знакомых, одноклассников, выделяется один друг, из всего разнообразия товаров в магазине-платье. Предмет потребности закрепляется эмоциями, чувствами, т.е. аффективно. На смену фрустрации приходит радость, удовлетворение.
По А.Н. Леонтьеву раскрытие предметного содержания потребности преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности.
Мотив — это аффективно закреплённый предмет потребности, который направляет деятельность.
Между потребностями и мотивами, а так же между мотивами и направленной деятельностью существует тесная связь.
Мотив несёт побуждающую и смыслообразующую функции.
- Побуждающая функция. Связывает мотивы с потребностью. Проистекает от активности, связанной с потребностью.
Есть заблуждение, что чем интенсивнее стимулировать человека как положительной, так и отрицательной мотивацией (кнут и пряник), тем больше мы будем двигаться.
Однако это не совсем так. Данный принцип работает только в случае лёгких, простых задач.
В случае сложных, творческих задач, побуждения чрезмерной интенсивности дают отрицательный результат.
Согласно Закона оптимальной мотивации и оптимального побуждения, для лёгких задач оптимально сильное побуждение, а для сложных, оптимально слабое побуждение.
- Смыслообразующая функция. Связывает мотив с деятельностью.
Деятельность может подразделяться на множество отдельных действий. Смысл действий образуется мотивом.
Как говорил Виктор Франкл, когда человек понимает смысл собственных действий, он может выдержать любое страдание.
Мотивы сложно отнесены с разными потребностями, и имеют иерархическое построение. Деятельность человека всегда связана не с одной, а с нескольким потребностями, и соответственно побуждается несколькими мотивами. Как ведущими, так и дополнительными, непосредственно стимулирующими поведение.
Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придаёт всему поведению определённый смысл.
Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов, и придаёт деятельности личностный смысл.
Устойчивость иерархии мотивов обуславливает устойчивость всей личности. Её интересов, позиций, ценностей.
Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обуславливает относительную устойчивость всей личности, её интересов, позиций и ценностей. Изменения в мотивационно-потребностной сфере человека приводят к изменению строения его личности.
Таким образом, причины бездействия и прокрастинации кроются в:
- Неосознавании собственных потребностей (не знаю чего хочу);
- Неосознавании или отсутствии "предмета" потребности (не знаю как и через что потребность удовлетворить, не знаю что конкретно мне поможет удовлетворить потребность;)
- Внутреннего конфликта различных потребностей и связанных с ними мотивами (и в речке поплавать и сухим остаться;)
Помочь себе в данной ситуации можно так:
- Осознать свои потребности (составить список своих потребностей, используя уровни пирамиды А. Маслоу, например или другие классификации потребностей);
- "Опредметить" потребности, поставить цели (по технологии СМАРТ, ХСР) описать, что именно мне поможет удовлетворить потребность. (На примере потребности в общении: встретиться с друзьями, посетить дискуссионный клуб, сходить на интересное мероприятие);
- Выявить конфликтующие потребности и мотивы. С помощью техники "трехпозиционное восприятие", "n-стульев" примирить, преобразовать, интегрировать, разнонаправленные мотивы.
Приглашаю на мой авторский тренинг "Мотивация. Как начать действовать".