Недавно в разговоре клиент с сожалением мне сказал, что намеченные финансовые показатели не были достигнуты в этом году. Все как будто забыли о том, что они сами поставили себе такие цели. Выбранная нами стратегия оказалась нерабочей.
В рассуждениях о причинах, он вскользь поинтересовался можно ли поработать с миссией компании.
Мысль была робкой, блеснула и пропала в потоке рассуждений о целях и тенденциях рынка на следующий год, о SWOT-анализе и прогнозах.
Нужна ли бизнес-проекту философия?
Как может целевая картина влиять на прибыль и эффективность бизнеса?
Миссия или целевая картина определяет в чем смысл существования и определяет имидж предприятия.
Каким образом, то, что мы делаем вписывается в окружающий нас мир?
Целевая картина позволяет идентифицировать компанию.
Миссия — это краткое выражение главнейших ценностей в действии
Кто формулирует миссию проекта или компании?
Формулирование миссии и ценностей — это вопрос основателей.
Начинается с того, как они сами для себя сформулировали зачем нужна эта компания.
Если у них есть ответ на этот вопрос и есть единое понимание с теми, кто составляет мозговой центр, как транслировать это сотрудникам и клиентам просто, массово и по каким каналам.
Значение имеет и формулировка миссии и ценностей. Она должна быть простой лёгкой и запоминающейся.
Рассмотрим, как это работает на практических кейсах двух проектов.
Кейс 1-й
Что можно сказать о такой компании?
Миссия: максимум для вашего успеха.
Ценности компании:
- Мы выполняем обязательства перед партнёрами, поставщиками, сотрудниками и конечными потребителями.
- Каждый из нас прикладывает максимум усилий для развития партнёров, поставщиков и своих коллег.
- Мы не крадём.
Поделюсь с вами моими рассуждениями:
Что даёт миру подобное предприятие?
Ответ на этот вопрос не найти. О каком успехе и для кого идёт речь совсем не понятно.
Основной лозунг компании транслирует: "Победа — это всё!"
Важна только прибыль, а не правильность действий.
Что же нам поясняют ценности?
На первом месте для компании является выполнение обязательств. Почему это так важно?
Возможно, они не исполняются? У компании нет клиентов, только конечные потребители.
Второй постулат объясняет мне значение максимума. Это максимум усилий для людей компании. В чём польза таких усилий и развития?
Последнее утверждение с учётом особенностей восприятия частицы не звучит как призыв к действию.
В целом складывается впечатление, что это фирма однодневка начала 90-х.
Кейс 2-й
Что можно сказать о такой компании?
Миссия: Комфорт и развитие для вас.
Ценности:
- Бережное и аккуратное отношение друг к другу.
- Поддержка идей и взглядов.
- Возможности для развития.
По-моему, это может быть профессиональный клуб или сообщество, которые возникают сейчас для поддержки и развития навыков.
Такая миссия подойдёт музыкальному кафе или клубу, который проводит тематические встречи и выступления для создания практики членам клуба.
Безопасная атмосфера и поддержка нужна начинающим профессионалам.
Обмен идеями, обмен опытом.
Потому что слово Комфорт стоит на первом месте, можно предположить, что имеется в виду комфорт для клиентов и для сотрудников.
Комфорт среды действия, комфорт в отношениях. Это предположение подтверждает сформулированная ценность 1-я.
Бережное и аккуратное отношение друг к другу предполагает внимание к разности и интересов и нахождения точки их баланса.
Вторая ценность-поддержка идей и взглядов создаёт атмосферу для творчества и предполагает, что это точно не индустриальный завод, возможно проектный институт.
Возможности для развития — эту ценность можно рассматривать как возможности для развития компании и её масштабирование, развитие сотрудников и их навыков, возможности развития и обмена опытом для клиентов или членов клуба.
Это может быть эффективной бизнес-моделью за счёт членских взносов и платного входа для сторонних участников.
Формат может быть онлайн и офлайн, что расширяет возможности для развития.
На примере формулировки миссии двух компаний, случайно найденных в интернете, я показала какое у меня возникло предположение об их деятельности. Не стану скрывать, что вторая компания мне более симпатична и вызывает больше доверия, хотя объем начальной информации почти одинаков.
По-моему, ответ на вопрос: "Нужна ли миссия компании или проекту?" — Очевиден.
Достижение успеха возможно только там, где знают чего хотят, и все члены команды настойчиво следуют намеченному пути.