Большинство проблем организации лежит в плоскости идеологии организации и корпоративной культуры. В силу разных обстоятельств, этот вопрос игнорируется большинством собственников и управленцев. Поэтому, организации имеют те проблемы, которые имеют и безуспешно пытаются их решить. В этой статье раскрыты пять веских причин для начала осмысления данного вопроса.
Организации с идеологией имеют более высокий потенциал производительности по сравнению с обычными.
Объясняется этот феномен очень просто — в компании с идеологией, сотрудники включены в процесс развития и деятельности больше, чем в обычных. Происходит формирование штата компании не по принципу подбора по компетенциям, а по разделению общих ценностей и стремлений, что делает организацию более однородной и менее конфликтной. Освобождающаяся энергия идёт на созидание и улучшение, что приводит к более эффективной работе с потерями и проблемами. Формируется так называемая "культура непрерывных улучшений" и Кайдзен, который характеризуется постоянным улучшением процессов и улучшением их участников. И Кайдзен, и культуру непрерывных улучшений нельзя запустить в обычных организациях, например, с директивной культурой управления, поскольку это будет лишь имитацией. У этого есть серьёзные основания, лежащие в плоскости организационной психологии. В связи с этим можно выделить первую причину необходимости внедрения идеологию в организации — повышение производительности. И стоит отметить, что "повышение производительности" — это состояние, в котором находятся участники, это дух, это элемент культуры, это система, а не разовая работа, например, по оптимизации процесса.
И хорошим примером таких компании остаётся "От хорошего к великому". Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет.." Джима Коллинза
При разработке и внедрении корпоративной идеологии организации происходит пересмотр политики управления и поиск решения проблем.
Разработка и внедрение организационной идеологии проходит через серию стратегических сессий, одна из задач которых — выявить актуальные и корневые проблемы, влияющие на эффективность организации. По сути, идеология организации — это комплекс мер, направленных на решение и предотвращение этих проблем в будущем. Происходит глубокий и желательно беспристрастный анализ влияния внешних и внутренних факторов, персоналий, сложившейся культуры, особенностей коммуникации и т.п. Часто это требует определённой смелости, самокритичности и гибкости первого лица, так как открытия в этой области через мнения тех, кто до этого молчал, могут существенно разниться с его привычными представлениями. Немало случаев, когда на этапе углубления организационной демократизации Собственник неожиданно для себя слышал такое о себе и своей компании, с чем не мог справиться и процесс сворачивался. На этом этапе происходит разрушение старого мифа и это не всегда приятно, поскольку миф сопротивляется. Групповой процесс становится очень личным, маски приоткрываются и привычный мир нарушается, каким бы он не был — он привычен. Особенно это болезненно в директивных системах с безграничной личной властью руководителей и подавленной позицией подчинённых. Потенциальная потеря власти может ощущаться, как разрушение позиции, крах надежд и устойчивости. На данном этапе есть соблазн выстраивать идеологию в тоталитарной концепции, развивая и внедряя идеологему "Порядок", создавая "армию", "чёткий механизм", так как этот путь сохраняет и приумножает личную власть.
Идеология организации — это попытка создать что-то большее, чем инструмент по зарабатыванию денег, выйти за рамки стандартного бизнес-мировоззрения.
Идеология организации — это продолжение внутреннего мира Собственника, его стремлений, добродетелей и смыслов жизни, выраженных в организационной среде, в человеческом сообществе. Создание идеологической организации — это способ нахождения смыслов для участников. Корпоративная идеология способна возродить и актуализировать такие формы отношений как товарищество, трудовая деятельностная дружба. Идеология — это способ объединить стремления участников, наполнить деятельность и жизнь смыслом большим, чем просто зарабатывание денег. Она даёт возможность максимально реализовать жизненный потенциал, раскрыть свой внутренний гений. Это выход за границы навязанного средой бизнес-мышления, обращения к своему внутреннему миру и выстраивание организационной реальности в соответствии с лучшими его идеалами.
Организация с идеологией более устойчива к кризисам и потрясениям.
Любой кризис — это проверка организации на прочность. И эту проверку выдерживают те компании, где, кроме регулярной ЗП, есть что-то ещё, а организации, в которых людей удерживают только деньги, проигрывают. Если идеология организации строится только по принципу "мы ходим на работу, чтобы зарабатывать", "вы должны работать", то есть все предпосылки не пережить очередной кризис. Все будет рассыпаться как карточный домик, и не будет ответа на вопрос: "А почему так происходит?" Люди уходят на меньшие зарплаты или просто уходят в никуда, лишь бы не оставаться в подобных системах. Кратковременная радость ГД, которые закрутили гайки и получили бонус по KPI, часто сменяется полным крахом компании и перекладыванием ответственности на вымышленные, второстепенные факторы. С приходом нового ГД начинается новая программа "оздоровления", внедрение новой идеологемы, которая тоже может быть не до конца продумана и эффективна. Это превращается в замкнутый круг самовоспроизводящихся неприятностей и в замена топов по несколько раз в год. вследствие чего, напряжение, тревога, злость и безысходность у персонала находят свою точку кипения, и мы сталкиваемся с массовыми увольнениями. Обман, нереализованные надежды, огромные разницы в уровне жизни, несправедливость — это не проходит бесследно, а формирует образ мысли, влияет на способы принятия решений. Напротив, в идеологических компаниях данные показатели мониторят, и им придаётся значение, как деструкторам и предвестникам проблем.
В трудную минуту идеологическая организация может стать опорой, а не обузой.
В большинстве организаций присутствует оппортунизм — есть руководство, "администрация" и сотрудники "народ". Ну и вот одни управляют другими, придумывают что-то, приказы разные издают. Одни в мехах, другие в робах. Ну как бы понятная схема — денег нет, но вы держитесь. Ну, конечно, в такой среде не хочется находиться, поэтому все, кто имеет возможность из имущих, оставляют бизнес на попечение и уезжают туда, где об этом можно забыть и наслаждаться жизнью. Те, кто не может по каким-то причинам уехать, отстраняются за заборами, тонированными стёклами и внутренним отчуждением. Все это не добавляет радости и смысла ни одной стороне. Ну и там, где этого нет — границы размыты, люди объединены и это совсем другая история. В общем, при таком объединении все равно чем заниматься завтра, ведь у людей сложились здоровые паттерны, традиции, ценности. Это все реально сделать, хоть и не просто. Идеология организации — это здоровые принципы совместной деятельности с фокусом на достижение целей организации.
Обычно, после такого текста, генеральные директора или владельцы говорят — да, вещь правильная, но где мы найдём таких управленцев, их нет. Согласен, это сложно, поэтому вопрос разработки и внедрения организационной идеологии лежит на собственнике или генеральном директоре. Понимаю — есть дела и поинтересней, но всему своё время. Хорошая идея должна настояться.