Стратегическая сессия все больше становится неотъемлемой частью жизни каждой компании, которая заботится о долговременном существовании и развитии. Проведение стратегической сессии важно не только как процесс анализа и формулирования целей, согласования подходов. Но и, одновременно — повышения вовлеченности сотрудников и передачи им ответственности.
Многие бизнесмены часто задают мне вопрос — для чего и при решении каких задач необходимо проведение стратегической сессии.
Что же такое стратегическая сессия?
Стратегическая сессия — формат работы с первыми лицами и управленческим составом компании над решением практических задач бизнеса. Подразумевает активную включённость участников, мозговые штурмы, принятие согласованных решений. Это формат, в котором участники слушают, думают, обсуждают, принимают решения.
Стратегические сессии, в зависимости от цели их проведения можно условно разделить на несколько видов.
Стратегическая сессия (или сессия стратегического планирования): выработка целей компании
На повестку такой сессии могут быть вынесены любые актуальные для компании вопросы и задачи.
Несколько тем, с которыми я работала — для примера:
- Разработка стратегии для нового направления бизнеса.
- Формирование проектной команды.
- Оптимизация бизнес-процессов организации.
- Построение маркетинговой или рекламной стратегии.
- Разработка стратегии продаж предприятия.
- Стратегия реорганизации компании.
- Разработка системы мотивации персонала предприятия.
Таким образом, стратегическая сессия — процесс анализа состояния компании и выработки решений стратегического (определяющего жизнь бизнеса или с большим горизонтом планирования) характера. Как правило, участие в таком мероприятии не предполагает широкий круг, обычно это собственники/акционеры бизнеса, топ-менеджмент. Достаточно часто такой стратегической сессии предшествует форсайт-сессия.
Стратегическая сессия: создание Видения
Форсайт-сессия — обсуждение, направленное на прогнозирование ситуации на макро-уровне (отрасль) или в попытке предсказать развитие/появление, так называемых, трендов. По сути, визионерская сессия. Такое прогнозирование позволяет "посмотреть" возможности дальнейшего развития компании и на последующей стратегической сессии выбрать правильное направление развития, поставить корректные цели.
Стратегическая сессия: повышение вовлечённости
Стратегическая сессия может стать инструментом повышения вовлеченности, передачи ответственности сотрудникам. И командообразования на уровне согласования и принятия целей и подходов к бизнесу, распределения задач между участниками. Также возможно рассматривать такие мероприятия, как один из этапов внедрения изменений в компании.
В этом случае стратегическую сессию необходимо проводить с привлечением максимального количества сотрудников (например, все руководители) по формату корпоративной конференции.
Вот несколько реальных запросов моих клиентов на стратегическую сессию (словами заказчика с небольшой редакцией автора статьи).
- "Разработать стратегию и план запуска нового направления бизнеса N, обеспечить единое видение нового бизнеса среди всех членов команды".
- "Сделать так, чтобы руководители международных представительств (17 человек) признали, что качество и скорость выполнения проектов неудовлетворительная, и что ответственность за это лежит на них самих, а не на управляющей компании. После стратсессии участники должны выйти с конкретными идеями и планами, как повышать качество сервиса у себя в представительствах, должны искренне хотеть эти планы реализовать".
- "Определить все дублирующие друг друга (прямо и косвенно) проекты, запущенные в компании, обеспечить интеграцию проектов между собой и с целями компании, сформировать единую программу проектов".
Программа любой стратегической сессии полностью зависит от целей, тем не менее, перечисленные ниже основные этапы необходимы в любом случае, независимо от темы.
- Анализ текущей ситуации на предприятии.
- Постановка целей (с учётом миссии, ценностей, видения).
- Определение необходимых ресурсов для достижения целей.
- Поиск разрывов между текущими ресурсами и необходимыми.
- Разработка альтернатив по поиску необходимых ресурсов или использованию текущих.
- Выбор наиболее эффективного пути достижения целей.
- Разработка "дорожной карты" — сроки, ответственные, ключевые показатели (Что? Как? Зачем? Кто?)
Какие результаты можно достичь при проведении стратегической сессии:
Результаты в бизнесе (а не просто обучение, как на семинарах, тренингах). По итогам сессии у Вас остаются наброски реальных управленческих решений, которые остаётся доработать и внедрить.
Договорённости по ключевым вопросам. Согласованное видение текущей ситуации, в которой находится в данный момент компания, её целей, стратегии и тактики развития, распределения полномочий и ответственности.
Поиск и проработка решения для выхода из трудной ситуации (случившейся или ожидаемой).
Активное участие всех ключевых сотрудников команды. Сопротивление — основная проблема при внедрении изменений. Личное участие в разработке решений позволяет обойти такое сопротивление. Вовлекаются большинство, но не все, поэтому можно реально увидеть эффективность каждого.
Улучшение бизнес коммуникаций в компании. Люди начинают конструктивно общаться друг с другом, слушать и слышать друг друга, договариваться, уважительно относиться друг к другу. Естественно, что это влияет на результаты бизнеса.
Формирование настоящей команды. Реальное, а не показное, когда люди сплачиваются вокруг целей компании и её лидеров.
По моему опыту, именно стратегическая сессия даёт реальные результаты для бизнеса клиента, так как начать изменения без знания текущей ситуации в бизнесе, её "плюсах" и "минусах", уверенности в своих ресурсах — практически невозможно. Слишком много невидимых сразу помех — как по общему видению развития бизнеса, так и из-за сильного сопротивления персонала.