Развитие организации происходит либо как реакция структуры на давление внешней среды, либо как упреждающее воздействие структуры на ту область внешней среды, которая находится в пределах досягаемости.
В первом случае организация реализует проекты изменений, адаптируясь к меняющимся условиям с целью сохранить статус-кво (рыночную долю, норму прибыли, объёмы производства и продаж).
Во втором случае организация действует проактивно, планируя и реализуя изменения во внешней среде как следствие своего влияния по выбранным ключевым направлениям. Экономическая эффективность деятельности при этом рассматривается не как цель, а как ресурс для движения к цели.
Для выбора ключевых направлений влияния в организации проводится регулярная встреча высшего руководства и ключевых сотрудников — сессия стратегического планирования или, как её кратко называют, стратсессия.
Проведение стратсессии требует предварительной подготовки силами всех участников, поддержки в проведении со стороны квалифицированного фасилитатора, и после стратсессии также необходим ряд действий по реализации принятых на ней решений.
К сожалению в большинстве случаев проведение стратсессий носит формальный характер, что вызывает сомнения в целесообразности этого полезного инструмента развития организации.
Почему же стратсессии часто не работают?
Спойлер: вы не умеете их готовить.
Стратсессия — это не панацея от всех бед, не эликсир молодости для дряхлеющей структуры, не адреналин для ленивых…
Сейчас стратсессиями называют любое собрание команды группы руководителей, на котором они обсуждают рабочие вопросы за пределами ближайшей недели.
Налицо ещё одно проявление карго-культа — имитация формальной стороны какой-либо деятельности в ожидании получить от этого реальный результат.
Для справки: понятие карго-культ появилось после того, как на островах Новой Гвинеи была замечена подозрительная активность среди аборигенов.
Они маршировали строем по полю, надевали на уши половинки кокосов и стучали палочкой по пеньку, махали ветками, посылая неведомо кому непонятные сигналы.
Всё прояснилось, когда узнали, что во время второй мировой войны на этом острове была военная база, куда регулярно прилетали самолёты, привозившие разные грузы, в том числе провиант, от которого аборигенам, видимо, что-то перепадало.
Бедолаги думали, что если имитировать то, что они наблюдали в то время, самолёты снова прилетят и им выдадут дармовую тушёнку.
Так вот, если собрать в одной комнате всех руководителей функций и предложить им поговорить о будущем, это будет собранием, совещанием, дебат-клубом, ни никак не стратсессией.
Первая и самая частая причина "провала" — стратсессия никому не была нужна.
Инициатива её проведения исходила либо от hr-департамента (надо же как-то показывать свою работу, а вот — мы для руководителей стратсессию организовали, не зря свой хлеб едим),
либо от одного из акционеров, не слишком вникающего в оперативку, но следящего за "модой" на рынке обучения и развития (сейчас у всех стратсессии, все фоточки постят с умными видом, мол, стратегируем… а мы чем хуже?).
На серьёзную подготовку сессии, что является условием её эффективного проведения, ни у кого из руководителей нет времени и нет желания его выделить. Вот соберёмся на сессию, там и поговорим.
В итоге все собираются, обсуждают текущие задачи, немного проясняют отношения, немного дают/получают обратную связь, вечером совместно слегка выпивают и довольные собой едут домой.
Фотки для соцсетей есть, перед пацанами не стыдно, всё было как у людей, даже на флипчарте что-то рисовали…
О том, что стратсессия была, все вспоминают примерно через год, когда снова нужны свежие фотки для поддержания репутации современной компании, которая без стратсессии жить не может.
На мой взгляд, это худший вариант, наносящий вред компании, поскольку осознанная работа над стратегией и согласование совместных действий заменяются имитацией ради "галочки".
Понятно, что стратегия затем как-то появляется — в результате кулуарных разговоров либо директивы первого лица, и общее видение будущего как-то постепенно согласуется, люди не враги себе и структуре, они находят возможности для сотрудничества.
Но честное слово, лучше бы и не проводить было это мероприятие с названием "стратсессия", либо провести его с другим названием, чтобы не дискредитировать действительно работающий инструмент управления развитием компании, каким является хорошо подготовленная и проведённая сессия стратегического планирования.
Вторая причина — не создан план реализации решений, принятых на сессии. А если даже и создан, то не реализован, забыт в ежедневных хлопотах о насущном…
Есть такой фокус: чтобы начать замечать мелкие детали, нужно расслабиться, замедлиться, успокоиться, позволить себе и миру просто быть…
Тогда есть шанс рассмотреть в мельтешении событий нечто корневое и фундаментальное, на чём основано то дело, которым вы занимаетесь, и от которого зависят те результаты, которые вы по факту имеете.
В этом и состоит смысл стратсессии — не спеша, как тот ленивец из мультика, начать смотреть в корень проблемы или задачи, и медленно перебирать варианты решений, сравнивая их между собой и примеряя к ним критерии оценки (тоже, кстати, неспешно отобранные).
После стратсессии велико искушение вернуться к привычной гонке за краткосрочными результатами, а находки и открытия, сделанные на сессии, отложить на годик в шкаф. Так мозгу легче, он любит реагировать на события, а создавать прогнозы событий и оценивать точность попадания в прогноз он не любит.
Поэтому я всегда рекомендую последнюю четверть времени сессии посвятить разработке плана реализации в жизнь совместно принятых решений, и созданию договорённости следовать этому плану.
Что дальше? Держать ритм!
Ежедневно — летучка 15 минут.
Еженедельно — план-факт 60 минут.
Ежемесячно — ретроспектива 3 часа.
Ежеквартально — стратсессия 1 день.
Ежегодно — стратсессия 2–3 дня.
У каждой из этих активностей своя цель и свой фокус внимания.
Но об этом стоит поговорить отдельно, и, видимо, уже в другой статье…
Подготовить и провести эффективную сессию стратегического планирования для Вашей организации Вы можете с моей помощью или обратившись к моим коллегам.