Статья адресована наёмным руководителям.
Погорим немного об убеждениях эффективного руководителя, ведь именно убеждения определяют, как и что делает человек. Например, если человек убеждён, что чтение и получение новой информации положительно влияет или может повлиять на его благосостояние, то он больше читает и интересуется нужной для него темой, плюс посещает образовательные мероприятия и консультируется у соответствующих специалистов. Или нанимает специалистов.
Убеждение №1. Я лучше подберу себе сотрудников
Это то убеждение, которое продвигает в профессии сразу на несколько шагов вперёд. Наверняка вы замечали, что различные мастера, будь то механик, повар или портной, работают удобными для них инструментами, и выбирают определённый инструмент для каждого конкретного производственного случая или операции. Происходит это потому что они просто знают, какой инструмент для чего предназначен. И если вы придёте, например, к доктору и скажете, что вас необходимо лечить таблетками, которые вы нашли дома, то, что скажет доктор? А что скажет механик, которому вы предложите свои ключи из гаража для ремонта машины? Поэтому зная себя, работу и поговорив с человеком на собеседовании, вы лучше подберёте себе сотрудников и соответственно повысите свои рабочие показатели, так как удобным инструментом работать легче, быстрее и качественнее.
А если вы не подбираете себе сотрудников, то вам их подберёт менеджер по персоналу, который может вообще не разбираться в специфике работы, а главное в текущей рабочей ситуации. И вам придётся работать с теми людьми, которых дадут, а дадут вам тех, кто просто согласился работать, выбирать для вас лучших никто не будет, так как у менеджера по персоналу может не быть на это времени, а главное желания, так как ему с этими людьми не работать. Оно вам н-н-надо?
Конечно, если вы уже имеете положительный опыт и работаете с людьми не первый год, то вам не составит труда замотивировать и организовать практически любого сотрудника, но так могут не все.
Убеждение №2. На рынке труда очень много сотрудников
Дело в том, что рынок труда дисбалансирован. То есть количество людей ищущих работу отличается от количества людей предлагающих работу. И обычно людей, которым нужна работа больше. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть разницу вакансий и резюме на любом сайте поиска работы. Например, сейчас на одном из сайтов 622430 вакансий и 39999764 резюме, как несложно посчитать желающих найти или сменить работу в 64 раза больше чем предлагаемых рабочих мест.
И если руководитель не может найти себе сотрудника, то это говорит лишь о том, что у него отсутствует или не настроена система поиска людей.
Убеждение №3. Сотрудники не имеют права садиться мне на шею
В начале, сотрудники полны энергии и энтузиазма. Но через некоторое время энтузиазм уйдёт и активность начнёт снижаться. Сложиться ситуация, при которой сотрудники якобы не успевают выполнять свою работу. Ссылаться они будут на все, что им только придёт в голову, и некоторые причины будут даже объективными, но между ними начнут появляться причины, которые не будут иметь оснований. И если руководитель верит во все, что ему говорят сотрудники, то значит, он не полностью контролирует ситуацию, и количество причин начнёт резко расти. Здесь у руководителя появиться желание снизить требования к работе или помочь. Он поможет один раз, потом второй, третий и через какое-то время ему сядут на шею и это станет нормой. Помогать сотрудникам, выполнять их же обязанности необходимо в крайних случаях, например, когда кто-то непредвиденно отсутствует. В противном случае сотрудники постоянно будут не успевать и просить о помощи.
Выйти из этой ситуации сложнее, поэтому лучше в неё не входить.
Убеждение №4. Сотрудники — это просто партнёры
Это значит, что руководитель для них просто представитель работодателя. Если вдруг у предприятия возникнут сложности и работы не будет, то никто не станет о нем переживать, все просто развернуться и уйдут к другому работодателю. Сотрудники приходят на работу исключительно для удовлетворения своих нужд и потребностей. Уволившийся сотрудник не отправит вам на день рождения подарок или открытку, он даже не вспомнит о вас. И это нормально. Сотрудники это партнёры, ничего личного.
Вспомните, когда вам последний раз звонил уволившийся сотрудник и интересовался как у вас дела.
Убеждение №5. Сотрудники приходят на работу, чтобы работать
Изначально сотрудники приходят на работу, чтобы выполнять свои обязанности, это потом уже они могут общаться, играть на компьютере, сидеть в соц сетях, пить кофе и вместе ходить на перекур. Об этом нужно просто помнить.
Убеждение №6. Сотрудники лучше справятся, чем я
Сотрудники справятся лучше, так как они узконаправленные специалисты и ежедневно выполняют одну и ту же работу. Со временем их навыки становятся настолько хороши, что любой другой человек на их фоне будет смотреться просто неуклюжим новичком. Конечно, если руководитель долгое время сам был на месте сотрудника, то он смотрит на работу других как на свою. Поэтому мысль, что он сделает работу лучше, будет сопровождать его первое время, но это пройдёт.
Убеждение №7. Не имеет значения возраст сотрудников и стаж работы в организации
Если вас поставили руководить сотрудниками, которые старше вас и давно работают в компании, то это ещё не повод стесняться ставить им задачи. Так же нет необходимости слушать от них замечания, что вы делаете что-то не так или что они так как вы сказали, делать не будут, так как раньше так не делали. Основная задача сотрудников качественно и в срок выполнять свою работу, а советы вам, как и что делать в их обязанности не входят.
Поэтому если вы будете позволять им с собой себя так вести, то они с радостью это будут делать. Если же вы дадите им ясно понять, что очень цените их заботу и опыт, но обычно справляетесь сами и готовы нести ответственность за свои поступки, то они сменят вектор усилий и направят его на выполнение своих прямых обязанностей. Если же кто-либо будет считать себя особенно умным, то спросите у него, почему он до сих пор не стал руководителем и не возглавил отдел? Старайтесь в этот момент не улыбаться.
Убеждение №8. Часто нестандартные решения ключ к успеху
Обычно какой-либо вопрос имеет несколько решений, но именно руководитель выбирает как поступить. И если результаты не устраивают, то иногда можно экспериментировать. Так сказать подойти к делу творчески. Ведь если поменять что-либо в своих действиях, то обычно меняется и результат. Например, если ставить задачи сотрудникам собрав их вместе, то можно сократить время на постановку задач, плюс можно получить бонус в виде мозгового штурма, это когда идеи, как решить тот или иной вопрос, предлагают все.
Убеждение №9. Я причина того как работает коллектив
Естественно никто кроме руководителя не виноват в том, что сотрудники не инициативны, что-либо не знают или не умеют, им не интересно и все равно на результаты своей работы, что они устали и озлоблены, что нет взаимовыручки и помощи друг другу.
И вопрос "Почему они не хотят работать лучше?", говорит лишь о том, что задающий его снимает с себя часть ответственности и перекладывает её на других.
Иногда необходимо задавать себе вопросы: почему я допускаю, что происходит такой бардак, почему я позволяю этому бардаку происходить, и что я делаю, что бы исправить ситуацию?
Вообще руководитель в ответе за все, что происходит во вверенном ему отделе и если что-то идёт не так, то все вопросы к руководителю. Поэтому очередь на эту должность поменьше, а зарплата побольше.
Убеждение №10. Сложности не убивают, а развивают
Ситуации бывают разные, чаще всего в работе руководителя встречаются ситуации повышенной психологической напряжённости. Это скорее нормально,
особенно в отношениях с собственниками бизнеса. Никто не будет гладить вас по голове и душевно просить что-либо сделать. Поэтому обращать особое внимание на сложности не стоит, лучше обращать внимание на цифры, которые показывают результаты работы. Сложности создаёт конкурентный и не контролируемый нами рынок, соответственно это просто среда, в которой мы ведём свою хозяйственную деятельность, и в принципе все находятся в равных условиях дискомфорта.
Убеждение №11. Всё получиться
Это убеждение самое сложное, нужно быть очень упёртым, чтобы его иметь. Но для руководителя оно необходимо, ведь если сотрудники заподозрят, что вы сомневаетесь, то все усилия пойдут, мягко говоря, насмарку.
Поэтому все получиться и никак иначе!