Публикую свои впечатления и размышления о нашей встрече в рамках психологического театра в августе.
Запрос гостьи нашего психологического театра, касался баланса между работой, которая приносит хороший доход и обеспечивает востребованность и определённый уровень жизни, от которого не хочется отказываться. И насыщенной яркой искренней жизнью. Желание обрести осмысленное понимание направления движения.
Наша история была также запутана, как и Кносский лабиринт. Автор метафоры хотел увидеть на сцене рыцаря, который хочет найти выход из лабиринта. Тогда он спасён и спасены все люди. Ему должен помешать минотавр.
Но… поскольку актёры в психологическом театре по договорённости способны сами определять персонажей, которых воплотят, на сцене неожиданно появилась Нить Ариадны. Внезапный и очень характерный поворот. Вместо героя-мужчины, в поле* вошла женщина с ниткой. Что она может символизировать? Вместо отношений с противоположны полом поле* предложило нам вернуться к решению вопроса сепарации? является ли нить Ариадны — пуповиной, соединяющей мать и дочь? И мешающей дочери обрести подлинную свободу от материнских оков? — Тогда это точно не физическая сепарация — у автора запроса нет такой проблемы. Возможно, дело в чем-то незримым, что с раннего детства удерживает человека от обретения независимости, настоящей самостоятельной жизни в широком значении этого слова. Тогда о какой зависимости идёт речь?
Возможно, это страх обрести свою жизнь во всей её великолепной непредсказуемости? Страх оказаться уязвимым и беспомощным перед ней как ребёнок перед бескрайним миром. И тогда очень сильно желание удержаться за что-то устойчивое: дом-работа-учёба-отдых-работа-дом-учёба — одно цепляется за другое — бесконечное повторение, из которого нет выхода, как из лабиринта. И бесконечное самолюбование: "Я классная и деловая"**. Успешный успех — это не может не нравится! Жизнь как на автомате. И бесконечная скука как итог. Так построена своя жизнь: предсказуемость, в которой нет места спонтанности. И только страх все порушить. И страх признаться себе, что это не лабиринт, а тупик. Но увидеть тупик — это значит признать, что шла не туда. Признать своё трагическое поражение. Разрушить лабиринт своей грандиозности. "Все бегут от себя, а надо к себе"**.
Ещё один неожиданный поворот, возможный и почти обычный в психологическом театре. Минотавр оказался не злой и страшный, а добрый. И даже, как оказалось из обратной связи, "если обратиться к нему, даст выйти".** "С ним можно было провзаимодействовать и что-то попросить"**. Жаль только, что взаимодействовать было некому. У нас не оказалось главного героя. — Ещё один неожиданный поворот! Но об этом ниже. Удивительно, как идеальная преследующая фигура оказалась совсем не воплощением зла, внушающего страх. Получилась совсем парадоксальная ситуация — бороться некому и не с кем. Что называется, финиш — приехали.
Что же все это означает для автора запроса? Возможно, дело в том, что "дверь открывается с вашей стороны" — препятствие в нас, и мы их создаём. Страшный страх — не более, чем внутренние представления о бедности, беспомощности, покинутости. И больше вреда от слияния с этими мыслями и стремления избежать этих лохматых чудовищ, чем их возможность когда-нибудь материализоваться. Наоборот, стремление хвататься за что-то, что кажется безопасным, делает какое-либо движение вперёд крайне затруднительным. Ну, невозможно одновременно держаться за забор и куда-то идти. Как здесь помочь? Возможно, стоит оторваться от ограды и начать делать осторожные шаги. "Воля у тех, кто идёт".**
Нет персонажа Геракла*** — нет героя, взрослой позиции, актора истории, мужской позитивной фигуры. Что значит для автора, что актёры не показали главного героя и конфликт? Возможно, поле* показало хронический дефицит доступа к себя — ядру своей личности. Возможно, есть какой-то страх заглянуть в себя. Что же там внутри так пугает?…
Вроде бы все знали, где выход: дружественный лабиринт сообщил об этом. "Выход, где куст"*** — что-то живое — способное расти, цвести и давать плоды. В качестве инструмента была Нить Ариадны. Было много разговоров, а к выходу так никто и не пошёл — было просто некому. Почему-то здесь мне вспомнился рассказа Рэя Брэдбери "Будет ласковый дождь". Дом ещё вполне функционален и даже очень комфортен, но там уже нет жизни внутри. В конце концов, и он разрушается, т.к. зачем он нужен, если НИКТО не может им воспользоваться?!
Таким образом, "лабиринт жизни" превращается из испытания в путешествие к познанию собственного "Я". Становится ясно, что единственный способ выбраться из лабиринта — перестать бежать от себя и начать движение навстречу самому себе. Этот процесс требует мужества и терпения, но именно он открывает двери к настоящему счастью и удовлетворению жизнью.
Публикуется с любезного согласия автора запроса.
* Курт Левин рассматривал психологическое поле в качестве совокупность всех факторов, влияющих на человека в данный момент (люди, обстановка, внутренние состояния). Поле — это напряжённая система непрерывного взаимодействия человеческого организма и внешней среды.
В расстановках "поле" — это пространство, в котором происходят взаимодействия между участниками. Это энергетическое или информационное поле, в котором проявляются динамики и паттерны отношений, как в семье, так и в других системах. Также "поле" может рассматриваться как действующее хранилище информации о людях, животных, растениях, событиях и явлениях.
** приведённые в тексте цитаты были взяты из перфоманса или обсуждения после.
*** Для психологического театра не нужна документальность, литературная и историческая точность. Только если это не характеризует самого автора. В данном случае эта информация нами не была задействована в анализе.
Хотите узнать про ваш выход из лабиринта? Тогда приходите на нашу следующую встречу в 31 октября!