На протяжении второй половины декабря, а также в новогодние праздники, удалось пообщаться со своими коллегами — бизнес-тренерами и бизнес-консультантами на тему, актуальную для всех российских предприятий.
Свалившийся на нас кризис не обойдет стороной никого — достанется всем: и небольшим компаниям, и средним, и крупному бизнесу. Кому-то "прилетит" очень сильно.
Поэтому, интересно было получить советы и рекомендации, как действовать в такой ситуации, от экспертов-практиков, специализирующихся на: управлении персоналом, формировании команды, рекламе и маркетинге, продажах, стратегическом менеджменте, управлении финансами и оптимизации персонала.
- Александр Фридман, бизнес-тренер, партнер Amadeus Group. То, что раньше "катило", перестало работать. Основные тезисы:
- Кризис обнажает все дефекты системы корпоративного управления;
- Наступает долгая "экономическая" зима;
- Эффективность компаний будет определяться двумя факторами: точностью принятия решений и скоростью их реализации.
- Андрей Кулинич, генеральный директор ООО "Биопродукт Маркет". Взгляд генерального директора на управление затратами в кризис. Основные тезисы:
- Пришло время анализировать издержки;
- Собственник бизнеса начинает сокращение издержек с себя;
- Вовлекаем в процесс сокращения издержек сотрудников;
- Переходим на "ручное" управление бизнесом.
- Владимир Якуба, бизнес-тренер, партнер Tom Hunt. Об оптимизации персонала в кризис. Основные тезисы:
- Оптимизируйте затраты, но не уменьшайте компенсационные пакеты сотрудников;
- Избавляйтесь от менее эффективных сотрудников, оставляя костяк коллектива;
- Даже, если у вас нет потребности, размещайте вакансии, сотрудники вам скоро понадобятся.
- Галина Сартан, бизнес-тренер, владелец Katarsis Business Group. Как управлять командой в условиях кризиса. Основные тезисы:
- Не обращайтесь к консультантам и перестаньте обучать сотрудников;
- Забудьте о командах тим-билдинга и командах на постоянной основе;
- Не подбирайте в команду по Белбину или по личностным качествам.
- Наталия Сафонова, бизнес-тренер, партнер Консалтинговая компания "НеоКуб". Инструменты стратегического менеджмента. Основные тезисы:
- Определите реальные потребности клиентов;
- Пересмотрите свое понимание рынка;
- Грамотно управляйте затратами;
- Даже в кризис нужно не меньше тратить, а больше зарабатывать.
- Андрей Донских, бизнес-тренер, владелец "Консалтинговая группа Донских". Семь стратегий, способных поднять ваши продажи в кризис. Основные тезисы:
- Не сокращайте расходы на рекламу и маркетинг;
- Ищите новых клиентов и удерживайте старых;
- Станьте для клиентов кем-то большим, чем просто поставщик;
- Пересмотрите процесс продаж;
- Сохраняйте спокойствие и работайте с персоналом;
- Сделайте всё то, до чего никак не доходили руки.
- Аслан Батырбеков, директор консалтингового департамента Adconsulting. В кризис оцифровывайте свои каналы коммуникации. Основные тезисы:
- Не сокращайте расходы на рекламу и маркетинг;
- Исключите каналы продвижения, не дающие представления о количестве клиентов, видевших рекламу;
- Продвижение в интернет, наружная реклама и акции — то, что работает в кризис.