Бизнес-обучение уже давно и довольно прочно вошло в практику приморских компаний. Причём востребованы на местном рынке самые разные формы обучения: есть спрос и на открытые семинары экспертов российского и международного уровня, и на корпоративные тренинги местных бизнес-консультантов.
Теперь на рынке появился новый формат — Дальневосточный консалтинговый центр "Партнёр" заключил контракт с известным российским бизнес-тренером Александром Боцурой, который в течение года будет работать с приморскими компаниями.
Первые проекты уже стартовали. Впечатлениями от работы с приморскими бизнесменами, а также мнением о состоянии рынка бизнес-образования в крае Александр Боцура поделился с "Золотым Рогом".
Досье "Золотого Рога"
Александр Боцура, бизнес-тренер, коуч. Окончил Магаданский Государственный педагогический институт. До 2001 года работал в сфере бизнес-обучения, в 2003 году окончил внутренний институт развития Achieve Global. До 2013 года — ведущий тренер Advance Group. Сотрудничал в качестве бизнес-тренера с рядом компаний. Среди них — SAP, Касперский, IT, Норильский Никель, ТНК-BP, Юкос, BASF, Альфа Цемент, Philip Morris, Colgate-Palmolive, Avon, Группа компаний "Эфко", Itochu Corporation, News Outdoor, Abbott Laboratories, Unilever, Philips, Kraft Foods (Pokrov), Связьинвест, Abbott Labs, Pfizer, Hoffman la Roche, Ecolab, Таттелеком, Ростелеком, Hohland, Sandvik, Kimberly-Clark, SC Johnson, Eldorado, Coca-Cola Bottlers Eurasia, JTI, World Class Clubs, Yamanouchi Europe, Росгосстрах, Видеоинтернешнл, ВТБ-24, Стройгазмонтаж, Иркутскэнерго, Мегафон, Рольф, СТС, Альфа-Банк, Tetra Pak, EFES, Кофемания, Шоколадница, Северо-Западный Центр Эндокринологии, Группа компаний IT, Shell, Novartis, Bayer, Amgen, Astellas Pharma, Teva, Janssen Cilag, Novartis, Philips и др.
— Александр Петрович, самое первое, о чем хочется спросить: почему вы оставили столицу и приехали работать к нам, во Владивосток? Все-таки чаще нам приходится наблюдать миграцию светлых умов в ином направлении.
— Причин было несколько. В сфере бизнес-образования в Москве я работаю с 2003 года. И компания, в которой я работал, и мои коллеги — все это было замечательно. У меня было 150–200 тренинговых дней в году по всей стране и за границей, интересные проекты в крупнейших российских и международных компаниях. Но рано или поздно у каждого человека наступает момент, когда он понимает, что нужно что-то менять в своей жизни.
Я долго думал над этим, анализировал и пришёл к выводу, что хочу работать с компаниями более плотно, таким образом чтобы увидеть реальные результаты своего труда. Долгое время я сотрудничал с крупными корпорациями, и минус этой работы состоял в том, что участники тренингов после обучения как бы растворялись в своих компаниях. А мне безумно хотелось посмотреть, как люди применяют то, что получили на тренинге, в реальной работе, какие это даёт результаты. Это возможно только в небольших и средних компаниях. Поэтому я принял решение уехать на время из Москвы и поработать с региональным бизнесом.
— Почему именно Владивосток?
— До этого я довольно часто ездил на Дальний Восток. У меня здесь есть очень давний корпоративный клиент — компания "Ростелеком", — к ним езжу уже много лет. Был большой проект в Международном аэропорту "Владивосток" — мы занимались постановкой качественного сервиса. А когда я узнал, что во Владивостоке 300 солнечных дней в году и в течение всей зимы здесь светит солнце, в отличие от серой Москвы, то вопрос выбора отпал сам собой.
— Нам, к сожалению, все-таки чаще приходится слышать совершенно обратные рассуждения. Вроде того, что "Москва — это новые возможности" и "только там можно состояться"…
— Мои наблюдения показывают, что 70% людей, которые приезжают в Москву и стараются там зацепиться, в конце концов все равно возвращаются домой. И когда реально начинаешь разбираться, в чем же причина, оказывается, что человек имел совершенно замечательные возможности раскрыться в своём городе. Но не хотел заниматься собой, не хотел говорить себе правду. И решил: поеду в Москву, там больше возможностей. Это правда. Но ты приехал оттуда таким, каков ты есть. А состояться можно где угодно.
— У вас уже сложилось впечатление от местного бизнеса?
— Я приезжаю сюда не первый год. С 15 сентября 2013 года живу здесь постоянно, было много встреч с руководителями, поэтому мнение о бизнес-среде уже сложилось.
Условия для бизнеса примерно одинаковые по всей России. Но определённая специфика у регионального бизнеса все же есть. Например, нельзя отрицать тот факт, что чем дальше регион от Москвы, тем больше вопросов решаются посредством личных связей. И я бы не сказал, что это явление со знаком минус. Здесь информация распространяется гораздо быстрее, чем в больших мегаполисах. Поэтому и репутация дорогого стоит. И ответственность перед партнёрами, клиентами, коллегами повышенная.
— Вы являетесь сторонником системного корпоративного обучения. На ваш взгляд, приморские компании готовы к такому формату работы?
— Корпоративным обучением здесь занимаются довольно давно. В компании "Партнёр", например, есть совершенно замечательный тренер — Игорь ТКАЧ, я уже посмотрел, как он работает, и могу сказать, что это очень профессионально. Уверен, что есть и другие местные тренеры, которые сотрудничают с компаниями и показывают отличный результат. Если говорить о бизнесменах, то это — грамотные люди, многие закончили программы МВА. Так что с местным рынком, по моему мнению, все хорошо: руководители отзывчивые, чувствительные и уже подошли к пониманию того, что нужно вкладывать в людей.
— Считаете ли вы, что открытые программы менее эффективны или просто у них разные задачи?
— Пока мы не имеем какой-то конкретной цели или видения какой-то конкретной ситуации, то ответить на этот вопрос достаточно сложно. Ответ зависит от размера компании, её доли на рынке, задач, которые она перед собой ставит. Понятно, что когда компания небольшая, то там просто некого учить в формате корпоративного обучения. Значит, здесь возможен только формат открытого обучения. Если компания достаточно крупная, то посылать отдельных сотрудников на открытые тренинги, наверное, не слишком целесообразно. Это оправдано только в случае с уникальными специалистами. А если это продавцы? Или управляющие магазинами? Из 16 человек 1–2 обучим, а остальные? Получается, что средства потратили, а система не заработала. Лично мне интересно работать с компаниями "под ключ", максимально приближая каждый тренинг к потребностям той или иной компании.
— От каких факторов, по вашему мнению, зависит результат бизнес-обучения?
— Для того чтобы корпоративное обучение имело успех, руководство компании должно осознавать необходимость системного обучения. Оно должно созреть, и ускорить этот процесс вряд ли возможно. Созреть для понимания того, что системное, корпоративное обучение требует, особенно на начальном этапе, значительных интеллектуальных, временных и материальных, вложений. Привычка выделять на годовое обучение менеджеров компании небольшой бюджет (иногда этот бюджет сравним с месячным материальным вознаграждением топ-менеджера компании) создаёт иллюзию, что туберкулёз можно вылечить горчичниками и отваром шиповника. Второе непременное условие для успешного обучения — это проактивная позиция персонала: люди должны понимать, для чего им это надо и какие выгоды они могут от этого получить. Третья составляющая успеха — это провайдер тренинговых услуг и сам бизнес-тренер.
— Вы уже провели ряд переговоров с первыми лицами приморских компаний. Резюмируя их, можете назвать основные задачи, которые с вашей помощью хотят решить топ-менеджеры?
— Это очень разные задачи. Сегодня, как правило, большим спросом пользуется тема управления качественным сервисом, построение системы продаж, мотивационные программы, коммуникации. Но это отдельные тематические блоки, большинство же топ-менеджеров и собственников — системные люди, привыкшие решать задачи комплексно. Как правило, мы начинаем наше взаимодействие со стратегической сессии, после которой формируется программа обучения на год. Именно в этом случае мы можем в полной мере отвечать за результат обучения. На сегодняшний день ДВКЦ "Партнёр" уже подписал несколько контрактов на долгосрочное системное обучение сотрудников.